Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе
Об авторе Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы 2 г. Йошкар- Олы Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы 2 г. Йошкар- Олы
Цели и задачи курса: Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как с целостным высказыванием Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как с целостным высказыванием Развивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки Развивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы
Планирование тема темачасы 1 Признаки текста 1 2 Основные языковые средства связи между предложениями в тексте 1 3 Виды связи между предложениями в тексте 1 4 Типы речи 2 5 Стили литературного языка, их употребление 3
6 Стили речи и языковые средства (лексические и грамматические) 3 7 Изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) 3 8 Свойства красивой и правильной речи (основные рекомендации) 2
Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка Наличие или возможность заголовка Смысловая связь между предложениями Смысловая связь между предложениями Определенная последовательность предложений Определенная последовательность предложений Использование языковых средств связи между предложениями Использование языковых средств связи между предложениями
Основные языковые средства связи между предложениями Повторяющиеся слова Повторяющиеся слова Местоимения и наречия Местоимения и наречия Близкие по смыслу слова Близкие по смыслу слова Союзы Союзы Порядок слов в предложениях Порядок слов в предложениях
Виды связи между предложениями в тексте Последовательная Последовательная Например: У Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды. Например: У Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды. Схема: Схема:,..
Параллельная Параллельная Например: Радостна,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Например: Радостна,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Схема: Схема:...
Типы речи Описание Описание Повествование Повествование Рассуждение Рассуждение
Описание (пример) Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска.
Повествование (пример) Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики. Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики.
Рассуждение (пример) Если к 18 прибавить 10, то получится 28. Если к 18 прибавить 10, то получится 28. В корне –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а. В корне –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.
Стили литературного языка Разговорный Разговорный Официально-деловой Официально-деловой Научный Научный Публицистический Публицистический Художественный Художественный
Признаки стилей Разговорный Употребление: обыденная речь, беседа Употребление: обыденная речь, беседа Цель: общение, обмен впечатлениями, мыслями Цель: общение, обмен впечатлениями, мыслями Форма реализации: диалог, записки Форма реализации: диалог, записки Основные черты: непринужденность, эмоциональность Основные черты: непринужденность, эмоциональность
Официально-деловой Употребление: переписка учреждений с гражданами Употребление: переписка учреждений с гражданами Цель: информация Цель: информация Форма реализации: договоры, законы, деловые бумаги Форма реализации: договоры, законы, деловые бумаги Основные черты: официальность, точность Основные черты: официальность, точность
Научный Употребление: научные труды, исследовательская работа Употребление: научные труды, исследовательская работа Цель: сообщение о научных результатах, их объяснение Цель: сообщение о научных результатах, их объяснение Форма реализации: доклады, лекции Форма реализации: доклады, лекции Основные черты: точность, логичность, доказательность Основные черты: точность, логичность, доказательность
Публицистический Употребление: агитационно- массовая работа Употребление: агитационно- массовая работа Цель: воздействие на слушателей и читателей Цель: воздействие на слушателей и читателей Форма реализации: доклады, лекции, статьи Форма реализации: доклады, лекции, статьи Основные черты: призывность, страстность, оценочный характер речи Основные черты: призывность, страстность, оценочный характер речи
Художественный Употребление: словесно- художественное творчество Употребление: словесно- художественное творчество Цель: воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов Цель: воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов Форма реализации: художественные произведения Форма реализации: художественные произведения Основные черты: образность, эмоциональность Основные черты: образность, эмоциональность
Свойства хорошей и правильной речи Содержательность Содержательность Последовательность Последовательность Богатство языка Богатство языка Точность Точность Выразительность Выразительность Уместность Уместность Правильность Правильность