«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009
Условия формирования опыта
Формирование опыта происходило в условиях собственного встраивания в социальную и окружающую среду при работе с разным контингентом учащихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийска Алтайского края
Назначение курса: Организация психолого-педагогической работы с учащимися по формированию ценностных ориентаций и социальных навыков, выработке адекватных и эффективных навыков общения
Пояснительная записка Подростковый возраст- является одним из самых сложных этапов в развитии и становления личности. В этот период происходит коренная перестройка и закладываются основы сознательного общения и поведения. Основные проблемы- это сложные взаимоотношения со сверстниками и родителями, конфликты, плохие отметки. У подростков нарушения в общении проявляются в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Поэтому возник вопрос помочь и научить подростков формам и элементам общения и сотрудничества с другими людьми. Общение- является таким процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица, своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли и чувства друг друга. Общение следует рассматривать, как сторону любой совместной деятельности. Общение следует рассматривать, как сторону любой совместной деятельности.
Цель Индивидуальное личностное развитие и формирование взаимоотношений в группе, обучение участников основам конструктивного межличностного общения и поведения.
Задачи Развивать самопознание и повышать самооценку у учащихся
Задачи Расширять знания детей в области психологии общения, пробуждать у них интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в получении новых знаний
Задачи Помогать учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, проблемы взаимоотношения и общения со сверстниками и взрослыми
Условия для эффективного восприятия материала Доступность. Доступность. Научная обоснованность. Научная обоснованность. Учёт возрастных особенностей. Учёт возрастных особенностей. Практическая направленность. Практическая направленность. Системность. Системность. Модульность. Модульность. Вовлеченность и поддержка родителей. Вовлеченность и поддержка родителей.
Содержание курса Вводное занятие. Знакомство Вводное занятие. Знакомство Диагностика личностных особенностей Диагностика личностных особенностей Общение. Виды общения Общение. Виды общения Самооценка и ее роль в общении Самооценка и ее роль в общении Конфликты Конфликты Детско-родительские отношения Детско-родительские отношения
Содержание курса Претензии. Восприятие себя и других Претензии. Восприятие себя и других Презентация себя Презентация себя Самоанализ и самовыражение Самоанализ и самовыражение Восприятие себя и других Восприятие себя и других Профессиональное самоопределение личности Профессиональное самоопределение личности Прощание. Деловая игра Прощание. Деловая игра Защита рефератов по курсу «Психология делового общения» Защита рефератов по курсу «Психология делового общения»
Методы работы с учащимися Тренинг Тренинг Тестирование Тестирование Лекция Лекция Дискуссия Дискуссия Деловая и ролевая игра Деловая и ролевая игра Наблюдение Наблюдение Обсуждение Обсуждение Беседа Беседа
Организация работы Форма проведения: 1-2 раза в неделю Форма проведения: 1-2 раза в неделю Количество: занятий Количество: занятий Время проведения: от 40минут до-1 часа Время проведения: от 40минут до-1 часа Количество учащихся: 8-15 человек Количество учащихся: 8-15 человек
Полученные результаты Повышение самооценки и уверенности в своих силах Сплочение классных коллективов, снижение конфликтов Умение применять эффективные навыки общения Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля и профессии
Заключение Внедрение элективного курса «Психология делового общения» в учебный процесс школы помог достичь основных целей образования, в число которых входят задачи развития, обучения, воспитания, обеспечения физического, психологического и нравственного здоровья детей
Учащиеся научились различным формам общения, понимать себя, свое настроение, свои чувства, анализировать поступки и привычки. Учащиеся получили знания и навыки, связанные с предупреждением конфликтных ситуаций.
Используемая литература Драгунова Т.В. Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте». Вопросы психологии, Кон И.С. Кон И.С. «Психология старшеклассника» М, 1988 Эльконин Б.Д. Эльконин Б.Д. Возрастные и индивидуальные особенности подростка» М, 1996 Тренинг уверенности «Подросток» Самара,1999 Тренинг уверенности «Подросток» Самара,1999
Автор: Лапердина Евгения Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г Бийска