«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
Цели урока: обучающая – выявить первоначальное восприятие учащимися текста; познакомить с историей открытия и публикации «Слова…»; обучающая – выявить первоначальное восприятие учащимися текста; познакомить с историей открытия и публикации «Слова…»; развивающая – формировать целостную картину мира Древней Руси в сознании школьников; показать жизнь «Слова…» в литературе и других видах искусства; прививать интерес к предмету; развивающая – формировать целостную картину мира Древней Руси в сознании школьников; показать жизнь «Слова…» в литературе и других видах искусства; прививать интерес к предмету; воспитательная – прививать уважение к национальной культуре народа, чувство патриотизма, гордости за свое Отечество. воспитательная – прививать уважение к национальной культуре народа, чувство патриотизма, гордости за свое Отечество.
Задачи урока: в процессе комментированного чтения раскрыть патриотический пафос произведения, показать своеобразие сюжетно- композиционной организации, показать своеобразие сюжетно- композиционной организации,жанра «Слова о полку Игореве»;
Средневековье Хронологические рамки Хронологические рамки IV-V – XIV-XVI века IV-V – XIV-XVI века Развитие и зарождение феодальных отношений Развитие и зарождение феодальных отношений Феодальные усобицы Феодальные усобицы Крестовые походы Крестовые походы Костры инквизиции Костры инквизиции ? ? ? ? ? ? ? ? Какие явления не характерны для Древней Руси?
Феодальная раздробленность Древней Руси
Половцы Половецкий стан
На XI – XII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. культуры.
Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья! И. Бунин. И. Бунин.
« Слово о полку Игореве» – прекрасный благоуханный прекрасный благоуханный цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения В.Г.Белинский В.Г.Белинский
Каково полное название «Слова о полку Игореве»?
1. О каком известном певце и сказителе упоминается в «Слове..»? На каком инструменте аккомпанировал себе этот певец? упоминается в «Слове..»? На каком инструменте аккомпанировал себе этот певец? 2. Кто из русских князей участвовал в походе на половцев? 3. Какое мрачное предзнаменование было в начале похода Игоря? 4. На берегу какой реки состоялось битва? 5. Каков итог похода? 6. Как узнал киевский князь Святослав о поражении Игоря ? 7. Чем объясняет автор поражение князя Игоря? 8. Кто помог Игорю бежать из плена? 9. Как встретила Русь Игоря?
1. О Бояне. Гусли. 2. Новгород-северский кн.Игорь Святославич, его брат Всеволод, сын кн. Игоря, племянник. 3. Солнечное затмение. 4. На берегу реки Каялы. 5. Русская дружина потерпела поражение, князья попали в плен. 6. Из сна. 7. Междоусобицами. Желанием личной славы. 8. Половец Овлур. 9. Русь рада возвращению князя.
Открытие Открытие «Слова…» Открытие
Не начать ли нам, братия скорбную повесть о походе Игоревом… походе
Композиция «Слова…» Задание: Задание: По ходу комментированного чтения выделить основные части По ходу комментированного чтения выделить основные частипроизведения, составить событийный план текста. Основные выводы записывать в тетрадь. Основные выводы записывать в тетрадь.
Что сказал князь Игорь дружине после мрачного предзнаменования, предвещавшего поражение? «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем полоненным быть… Хочу копье переломить на краю степи половецкой с вами, русичи; хочу сложить хочу сложить свою голову либо напиться шлемом из Дона »
Найдите в тексте авторское отношение к поступку Игоря. Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование. и желание изведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование. (Двойственное отношение автора: осуждение безрассудства и восхищение мужеством)
На фоне тревожных предзнаменований в окружающей природе продвигается дружина русская в Поле Незнаемое. Трагическим рефреном звучат слова: « О Русская земля! Уже ты за холмом» Уже ты за холмом»
На рассвете в пятницу потоптали они поганые полки половецкие… Покрывалами …и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам… Алый стяг, белая хоругвь, алый бунчук – храброму Святославичу !
Какой художественный прием использует автор, изображая Всеволода в бою?. Буй-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь врагов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными. Куда, Тур, ни поскачешь,- там лежат головы поганых половцев Гиперболизируется богатырская сила и храбрость
Бой с половцами. Иллюстрация Фаворского. Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брат Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудня пали стяги Игоревы.
Поражение Какими словами из текста можно подписать эту иллюстрацию? Тут кровавого вина не достало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Каковы последствия неразумного похода князя Игоря? Ответьте словами текста. Земля черная под копытами костьми засеяна, а кровью полита: горем взошли они на Русской земле! И застонал, братья, Киев в горе, Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской. А князья сами себе невзгоды ковали… а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.
Тогда великий Святослав изронил золотое слово со слезами смешанное… Почему автор называет речь Святослава «золотым словом»? В чем он упрекает русских князей?
Ярославовы все внуки и Всеславовы! Вы же своими распрями побуждали поганых нападать на землю Русскую… Ведь из-за усобиц началось насилие от земли Половецкой!
Самой поэтической частью произведения является плач Ярославны. Здесь переплелись элементы различных фольклорных жанров: собственно плачь, заклинание, лирическая песня.
На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано утром кличет: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле!»
Сколько раз и к каким силам обращается Ярославна в своем плаче?
О Ветер-Ветрило! Зачем, господин, навстречу веешь? Зачем, господин, навстречу веешь? Зачем наносишь стрелы хиновцев на своих легких крыльях на воинов моего лады? Зачем, господин, мое веселие по степи ковыльной развеял?
О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы, проходя сквозь землю Половецкую, ты лелеял на себе Святославовы ладьи до полка Кобякова – прилелей, господин, моего милого ко мне, чтоб не слала к нему слез на море рано!
Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем колчаны заплел?
Повествование о бегстве Игоря выдержано в традиции русской народной сказки. Все силы природы помогают кн. Игорю бежать из плена.
Чем кончается произведение? Славицей князьям и дружине. «Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся с полками поганых! Князьям слава и дружине !
Проверка плана 1. Начало похода. Затмение. 2. Первое сражение. Победа над половцами. 3. Природа предзнаменует несчастье. 4. Вторая битва. Храбрость русичей. 5. Поражение. 6. «Золотое слово» Святослава. 7. Плачь Ярославны. 8. Побег Игоря. Возвращение на Русь. Композиция
Какова, по вашему, основная мысль, которая красной нитью проходит через все повествование «Слова…»? Великим злом для Руси являются княжеские междоусобицы, от которых прежде всего страдал народ.
Идея «Слова о полку Игореве» - призыв к единению русских княжеств как раз перед нашествием монгольских полчищь
Как вы определите жанр «Слова…»? Автор называет его то «повестью», то «словом», то «песней». В «Слове о полку…» смешиваются черты трех жанров. От повести – эпическое повествование, От повести – эпическое повествование, от песни – лирическое начало, от слова – торжественное красноречие. Как сам автор называет свое произведение ?
Домашнее задание: - составить цитатный план. - выучить отрывок наизусть Подведем итоги. Подведем итоги.Анкета: 1. Мне урок понравился, потому что… 2. Мне урок не понравился.. Я хочу сделать изменения.. 3. Фон презентации мне помог в анализе произведения, отвлекал и т. д. 4. В презентации я бы изменил, дополнил, убрал и т.д. 5. Я буду делать проекты вместе с вами.
Работу Работуподготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 Т.А.Копылова