Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов Д.В. Люсин
Два взаимосвязанных направления исследований 1. 1.Влияние эмоциональных состояний на когнитивные процессы 2. 2.Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов
Связь эмоций с памятью Эмоциональное содержание памяти Эмоциональное состояние при запоминании Эмоциональное состояние при воспоминании Конгруэнтность при запоминании Конгруэнтность при воспоминании Конгруэнтность настроений
Bower, Gilligan, Monteiro, 1981 Эффект конгруэнтности при запоминании
Bower, 1980 Эффект конгруэнтности при воспоминании событий детства
Объяснительные модели для эффектов конгруэнтности Сетевая модель (e.g. Bower, 1981) Модель эмоциональных модусов (Conway, 1990)
Зависимость эффекта конгруэнтности от глубины переработки информации Сысоева, 2004
Влияние эмоций на творческое мышление и креативность Цикл исследований Элис Айзен: влияние положительных эмоций на - категоризацию, - порождение ассоциаций, - творческое мышление
Количество испытуемых, правильно решивших задачу со свечой в разных экспериментальных условиях (Isen et al., 1987) Экспериментальное условие Количество решивших задачу / количество испытуемых в группе Процент решивших задачу Положительный фильм11 / 1958 Нейтральный фильм2 / 1911 Отрицательный фильм6 / 2030 Упаковка конфет5 / 2025 Отсутствие воздействий3 / 1916 Физические упражнения5 / 1926
Среднее количество решённых заданий из Теста отдалённых ассоциаций Медника (Isen et al., 1987) Эксперимен- тальные условия Трудные заданияСредние заданияЛёгкие задания Упаковка конфет0,54,385,38 Отсутствие воздействий 0,63,455,1
Почему положительное настроение повышает креативность? Объяснения Айзен: 1. 1.(на основе сетевой модели) облегчение доступа к положительно окрашенной информации, которой больше 2. 2.Расфокусировка внимания
Исследования Г. Кауфманна и С. Восбург Решение малых творческих задач Майера улучшается при отрицательных эмоциях. Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Объяснение через стратегии решения (satisficing vs. optimizing). Эти стратегии должны по-разному влиять на оригинальность (и/или эффективность) и беглость
Модель «эмоция как информация» (Л. Мартин с соавт.) Взаимодействие настроения со стратегиями Martin et al., 1993 Задания на дивергентное мышление и на получение информации Инструкция задаёт 2 правила остановки: удовольствия или достаточности Предсказания модели: при отрицательном настроении «правило достаточности» заставляет дольше выполнять задание, чем «правило удовольствия». И наоборот.
Множественность механизмов влияния эмоциональных состояний на креативность Когнитивные: 1. Изменения процессов категоризации 2. Обогащение когнитивного контекста при положительном настроении 3. Расфокусированность внимания при положительном настроении Мотивационные: 1. Повышение настойчивости и количества усилий при отрицательном настроении 2. Использование различных стратегий и критериев выполнения задания при разных настроениях 3. Взаимодействие между настроением и определёнными стратегиями 4. Стремление поддерживать положительное настроение через выбор определённых заданий и способов их выполнения
Механизмы влияния эмоций на мышление по К. Гаспер Память сознание реакция Emotion-as-prime Emotion-as-information (Bower, Isen) (Schwarz, Clore, Martin, Hirt)
Вален - тность Положи- тельная Акти- вация Мотива- ция, объём рабочей памяти Отрица- тельная Когнитивная гибкость, широкие категории Настойчивость Беглость, оригиналь ность De Dreu, Baas, & Nijstad, 2008
Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов Существуют ли они? Исследования Э. Остин: Задания на переработку нейтральной информации (распознавание + / х и лексическое решение) и эмоционально окрашенной информации («Экман-60» и определение эмоциональной окраски слов) Конфирматорный факторный анализ
Переработка угрожающих стимулов при сублиминальном предъявлении Цикл исследований А. Эмана Öhman & Soares, 1994 Фобические и здоровые выборки Целевые стимулы – змеи, пауки, грибы, цветы ЗП – КГР Пугающие стимулы подвергаются быстрой грубой переработке без полного определения значения. Öhman et al., 1999 Задача на зрительный поиск, те же стимулы Эффект не зависел от расположения на экране и количества дистракторов Следовательно, параллельная переработка
Эмоциональный эффект Струпа Объяснения: Модель Коэна с соавт. для классического эффекта Струпа (Williams et al.) Общее замедление переработки под влиянием угрозы (Algom et al.) «Быстрый» эффект vs. «медленный эффект» (McKenna & Sharma)
Экспериментальное различение объяснений Коэна и Алгома Сысоева, 2010 Анализ ошибок в условиях жёсткого ограничения времени ответа Ошибки по типу прочтения слова будут подтверждать объяснение Коэна
Расщепление эмоционального эффекта Струпа (Frings et al., 2010) Текущий стимул Предыдущий стимул нейтральныйотрицательный нейтральный 740 мс760 мс отрицательный 754 мс744 мс Быстрый эффект = 14 мс Медленный эффект = 20 мс
Спасибо за внимание Спасибо за внимание