Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Цели урока: Определение особенностей художественного стиля речи; Анализ содержания и проблематики исходного текста; Комментирование проблемы, позиции автора, обозначенных в тексте; Выражение и аргументация собственного мнения; Последовательное и логичное изложение своих мыслей.
Особенности художественного стиля Цели: передача читателю собственных взглядов, впечатлений, воспитание чувств, формирование отношения к миру и человеку, развитие понятия о прекрасном. Задачи: создание выразительного художественного образа, воздействие посредством его на читателя.
Особенности художественного стиля Речевые особенности: эмоциональность, образность, объективность. Сфера применения: художественные произведения: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма, стихотворение и др. Языковые средства: слова с конкретным и переносным значением, эмоционально- оценочные слова, сочетание глаголов прошедшего и настоящего времени, сложные и простые предложения разных типов.
Особенности художественного стиля: Изобразительно-выразительные средства: - эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение; - гипербола, литота; Стилистические фигуры: - антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание.
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Проблема нравственного выбора; Проблема милосердия; Проблема бережного отношения к природе.
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста Кто герой? Что в его жизни происходит? Что он переживает? Что он делает? Что видит? Как поступает? Почему?
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме Комментарий – 1. Объяснение, толкование к какому-либо тексту (комментарий текстуальный). 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-нибудь (комментарий концептуальный). Концепция – система взглядов на что- нибудь, основная мысль.
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме 1.Текстуальный комментарий. На каком материале строится текст: жизненном или литературном? На какие детали, эпизоды, поступки героев обращает внимание автор? Почему? С каким настроением пишет? (ирония, сочувствие, сострадание, грусть, радость, восхищение и т.д.)
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме 2. Концептуальный комментарий. Кому адресован текст? Важна ли, интересна ли проблема? Почему? Может ли затронуть мысли и чувства читателя, оказать на него влияние? Какое? Часто ли встречаются подобные ситуации в жизни? Всякий ли человек способен сделать правильный выбор?
Критерий 3. Отражение позиции автора Позиция – точка зрения, мнение о каком-либо вопросе. Зачем писателю надо было рассказать об этом? Какие мысли, чувства автор передает читателю?
Критерий 3. Отражение позиции автора Рассказать о позиции автора художественного текста можно не только с помощью слов «автор считает», «по мнению автора», но и с помощью словосочетаний, содержащих эмоциональную оценку: Читатель чувствует авторское восхищение, одобрение, сочувствие
Лощина- долина с пологими склонами
Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументировать- приводить доказательства, аргументы. Н. Заболоцкий «Журавли»; С. Есенин «Песнь о собаке»; Ч. Айтматов «Плаха».