Особенности организации образовательного процесса в 1 классе в условиях реализации ФГОС НОО Живанская Наталия Львовна, руководитель учебно-методического отдела МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», заслуженный учитель школы РФ
Задачи, стоящие перед учителем: умение выделять контролируемые элементы содержания образования; соблюдение этапности в формировании универсальных учебных действий; выбор оптимальных организационных форм деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Организационные формы деятельности Учет позиции собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций Развитие умения предвидеть разные мнения Обоснование и доказательство своего мнения фронтальная Участие в коллективном создании замысла, ориентация на партнера в деятельности Установление дружеских контактов Развитие умения договариваться Развитие умения сохранять дружеские отношения Развитие умения проявлять инициативу в организации совместной деятельности Развитие умения осуществлять контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания
Проблемы адаптации у первоклассников непривычный распорядок дня, новые отношения со сверстниками и старшими; повышенная утомляемость и эмоциональный дискомфорт; увеличение количества запретов и предписаний, нетерпимое отношение взрослых к нарушениям правил поведения; зависимость социального статуса ребёнка от уровня усвоения учебного содержания предполагает большую ответственность перед взрослыми, влияет на самооценку;
Определить приоритетность развития регулятивных УУД у первоклассников Регулятивные УУД 7 Целеполагание 6 Планирование 5 Прогнозирование 4 Контроль 3 Коррекция 2 Оценка 1 Саморегуляция
Основа повышения успешности учебной деятельности младших школьников эмоционально-волевая саморегуляция – системно организованная, управляемая на основе эмоций деятельность, включающая инициацию, построение и поддержание произвольной психической активности в процессе принятия и достижения младшим школьником задач учебной деятельности.
Условия формирования навыков эмоционально-волевой саморегуляции обеспечение личностной значимости деятельности для ребёнка; создание благоприятного эмоционального климата на уроке; гибкое управление учебной деятельностью на основе сотрудничества; появление у ребёнка чувства удовлетворённости результатом своей деятельности.
Факторы, способствующие удовлетворённости обучающихся полученным результатом своей деятельности соответствие результата потребностям, притязаниям, установкам и ожиданиям субъекта деятельности; реализация оценочной деятельности, позволяющей ребёнку осознать смысл отметки и выработать умения самооценки учебных достижений; отображение достижений младших школьников в наглядной форме (возможность «подержать успех в руках»); использование заданий, успешное выполнение которых возможно на разных уровнях сложности.
Ближайшие задачи создания новой системы оценивания Для учителя Использование новой формы представления детских достижений родителям и другим взрослым. Создание инструкций для родителей. Использование комплексных проверочных работ, выявляющих уровень развития УУД. Изучение и систематическое использование методов ранней диагностики и коррекции эмоциональных и самооценочных проблем ребёнка. Для администратора Отслеживание того, чтобы не применялись эрзацы отметки или «двойная бухгалтерия». Разработка внутришкольного договора о единой оценочной системе на ступенях обучения. Создание «копилки» контрольно-оценочных приёмов и средств работы учителя. Представление всего многообразия используемых в школе способов и приёмов оценивания детского творчества.
Правила оценочной безопасности Не скупиться на похвалу (особенно невербальную). Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. «На ложку дёгтя – бочка мёда». Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Перед первоклассником ставить не более одной задачи одновременно. Помнить, что формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания НЕудачника. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки. Осознание принципов безотметочного оценивания.
Познавательные УУД Отметка педагога 1 Частично владеют, следует развивать регулярно 2 Частично владеют, следует развивать периодически 3 Не владеют, следует развивать периодически
Вывод: Работа в рамках учебной деятельности «разрушает» традиционную технологию обучения, которая строится на трех составляющих: показ (образец), объяснение, контроль. Если учитель строит обучение в рамках учебной деятельности, то все этапы работы осуществляет сам ученик одновременно с учителем, а не после него.
Спасибо за внимание!