Меньшикова Юлия Викторовна Учитель географии Некрасовской средней общеобразовательной школы
В 1995 году окончила Некрасовскую среднюю школу (класс химико-биологического профиля). В 1997 году успешно прошла школу педагогического мастерства ВДЦ «Орлёнок». В 2000 году окончила Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского по специальности «география», квалификация учитель географии и биологии. В 2000 году вернулась в стены родной школы, в качестве учителя географии. В 2005 году присвоена первая квалификационная категория.
Индивидуализация обучения учащихся на уроках географии Методическая разработка учителя географии Меньшиковой Юлии Викторовны
Индивидуализация обучения Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий каждым учеником с учётом его способностей и особенностей индивидуального развития
Проблема Каким образом обеспечить индивидуализацию образовательного процесса на уроках географии с учётом интересов детей и их способностей? развитие творческого взаимодействия; расширение возможности самовыражения и самореализации обучающихся; изменение структуры личности обучающихся; возрастание роли внутренних источников развития; обновление процесса видения жизненных перспектив;
Индивидуализация в образовании обеспечение образования, воспитания и педагогической поддержке; сотрудничество
Личностно-ориентированный подход – одна из форм индивидуализации на уроках географии 1. Предполагает создание групп учащихся с близким уровнем учебных возможностей и профильных интересов 2. Субъект-субъектная деятельность (мотивация, дифференциация, отслеживание результатов) 3. Результат усвоения материала 4. Предполагает отслеживание эффективности достижения каждым учеником индивидуальных образовательных задач 5. Развитие личности ребенка Модель индивидуализации на уроках географии
Факторы, влияющие на познавательный интерес: познавательный интерес к предмету формы организации обучения личность учителя содержание предмета средства обучения методы обучения виды познавательной деятельности материальные условия обучения другие факторы (родители, путешествия …)
Мотивация действий обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательное отношение к их усвоению; эмоциональный подъем; формирование познавательных интересов.
Дифференцированный подход это особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему, сложности, методикам, приемам и т. д.
Формы контроля: Индивидуальный устный опрос Фронтальный устный опрос Зачет по картам Взаимопроверка Письменная проверочная работа Тестирование Фронтальная письменная работа Географический диктант Индивидуальная работа Географическое проектирование
Индивидуальная работа по номенклатуре карты
Работа с интерактивной доской
Практическая групповая работа с использованием видео- и аудиоаппаратуры
Работа в группах с использованием источников географической информации
Работа в парах по взаимопроверке
Защита географических проектов
Взгляд учителя с позиции обучающегося
Отслеживание результатов вопроса Допущенные ошибки Повторяемос ть учащихся
Проектная деятельность, как одна из личностно-ориентированных технологий, направленная на индивидуализацию личности обучающихся на уроках географии Ученик Объект пед. деятельности «меня учат» Субъект пед. деятельности «я учусь»
метод проектов от идеи до реализации глазами географа Основные компоненты проекта: проблема, на решение которой направлен проект (проблематизация умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления); цель (целеполагание умение формулировать цель деятельности); задачи этапы проектной деятельности (система реализаций мероприятий проекта) прогнозируемые (и не прогнозируемые) результаты проекта (анализ результатов и рефлексия умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.); презентация и защита (умение представлять результаты выполненного проекта)
Выстраивание индивидуальных траекторий обучения учащихся в соответствии их интересов
определения каждым обучающимся своей траектории развития определение цели хочу могу надо выделение специальных задач склонности и индивидуальные особенности включение ребенка в деятельность предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия дополнительные сферы деятельности ведущая сфера деятельности
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов: Не заниматься наставлениями, помогать действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем учащиеся должны заниматься, т.е. осуществлять педагогическое сопровождение. Не делать скоропалительных выводов, определять слабые и сильные стороны учащихся на основе наблюдений. Не сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научить детей прослеживать межпредметные связи. Научить детей навыкам самостоятельного решения проблем и самоконтролю. Подходить ко всему творчески.