1.Какую часть речи в главном предложении обычно поясняют придаточные определительные? 2. Назовите 3 способа, с помощью которых придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову в главном предложении? 3. Чем отличаются союзные слова от союзов? 4. В чем состоит главное отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного? Вопросы:
Книга- великая сила. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните их. Определите виды придаточных предложений Что(бы) вы (н..)делали чем(бы) вы( н..)занимались вам всегда понадобится умный и верный помощник книга. Для того что(бы) написать популярную книгу надо исключительно хорошо знать о чем пишешь. Каждая книга писателя если она написана кровью сердца это воплощение самых заветных его дум. Книга учит даже тогда когда вы этого (н..)ждете и может быть (н..)хотите. Власть книги огромна.
Ответьте на вопросы теста: 1.Если сложносочиненное предложение состоит из ……… простых предложений, то сложноподчиненное - из 2-х (или более) простых, одно из которых по смыслу ………… другому и связано с ним …….. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется ……….., а зависимое (по смыслу и грамматически) называется …………….. 2. Выбрать средство связи в сложноподчиненном предложении: - сочинительные союзы; - подчинительные союзы; - предлоги; - союзные слова; - местоимения. 3. Ответить на вопросы, подчеркнув « да » или « нет » : -Всегда ли придаточное предложение следует за главным? (да, нет); -Может ли придаточное предложение стоять перед главным?(да, нет); -Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения? (да,нет). 4.Существуют три основные группы придаточных предложений. Вписать недостающую группу: 1. Определительные; 2. Обстоятельственные; 3 ………………………… 5.Выбрать виды придаточных обстоятельственных предложений: 1) сравнения, 2) притяжательные; 3) условия; 4) неопределенные; 5) количественные; 6) образа действия; 7)места; 8) относительные; 9) причины. 6. Расставить знаки препинания. Схематически изобразить строение предложений. Может быть я так долго слышал этот запах потому что мне этого хотелось. На мгновение мне даже показалось что я вижу вдали неясную женскую фигуру. Тяжесть лежащая на груди исчезла будто ктото сразу разжал долго стиснутое в кулаке бессильное сердце.
Подведение итогов урока. Прочитайте еще раз цель и задачи урока. Достигли ли мы поставленных целей? Чем интересен показался урок? Что вызвало затруднение?
Выберите домашнее задание: Подобрать из художественной литературы текст для диктанта, в котором бы встречались сложноподчиненные предложения; Выполнить презентацию на тему: « Книга в моей жизни»