МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГБОУ 222 - Речкалова Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности,
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ШКОЛЬНОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ.
Н. И. Речкалова, руководитель ресурсного центра на базе ГОУ СОШ 222 ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.
МОНИТОРИНГ Система наблюдений, оценки и прогноза.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Районное методическое объединение учителей географии.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через систему самостоятельной и практико-ориентированной деятельности учащихся Из опыта работы.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
LOGO Раннее экологическое образование для устойчивого развития подрастающего поколения.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Бутурлиновская средняя общеобразовательная.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Транксрипт:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГБОУ Речкалова Н.И.

Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуаль- ные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения ка- чества жизни без угрозы для будущего пла- неты. «Повестка дня на XXI век» От качества образования - к качеству жизни.

Цель организации школьного экологического мониторинга: просвещение и ориентация просвещение и ориентация экологического образования экологического образования обучение учащихся решению местных экологических проблем, способствую- щих социальному самоопределению, самостоятельному активному поиску знаний и их применения на практике. обучение учащихся решению местных экологических проблем, способствую- щих социальному самоопределению, самостоятельному активному поиску знаний и их применения на практике.

Задачи Обучающие: формирование знаний о мониторинговой службе, её целях задачах;формирование знаний о мониторинговой службе, её целях задачах; изучение и умение пользоваться инструментами мониторинга;изучение и умение пользоваться инструментами мониторинга; овладение знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований социо-природной среды;овладение знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований социо-природной среды; умение анализировать полученные результаты, обобщать, делать выводы, принимать решения.умение анализировать полученные результаты, обобщать, делать выводы, принимать решения.

Задачи Развивающие Развивающие: формирование аналитического, критического, творческого мышления.формирование аналитического, критического, творческого мышления. умение выявлять причинно- следственные связи экологических нарушений в городе.умение выявлять причинно- следственные связи экологических нарушений в городе. конструирование и моделирование развития экосистем как инструмента познания развития экосистем.конструирование и моделирование развития экосистем как инструмента познания развития экосистем. развитие мотивационной сферы.развитие мотивационной сферы.

Задачи Воспитательные: воспитание ценностных ориентиров экологического характера, убеждений в необходимости и возможности решений экологических проблем; стремления к активной пропаганде экологических знаний и личного участия в природоохранной деятельности; отношения к месту, в котором ты живешь как к малой Родине.

Школьный экологический мониторинг рассматривать как часть системы экологического образования, предназначенную для формирования экологических знаний, умений, навыков, чувства гражданской ответственности и мировоззренческих позиций на базе научной практико-ориентированной деятельности учащихся, включающей программные наблюдения за состоянием социо-природной среды своей местности.

Структура научно-практической деятельности Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний

Схема исследовательской деятельности Дошкольное образование, начальная школа Основная школа Старшая школа Дополнитель- ное образование Сохранение исследователь ского поведения, как средства развития познавательного интереса Исследовательская деятельность, как средство мотивации к проектной деятельности Развитие исследовательской компетенции Использование предпро- фильных навыков, как основы профиля старшей школы Развитие методического обеспечения учебной дея- тельности средствами ис- следовательских проектов На основе технологии проек тов обновление содержания образования, начало пред- профильной подготовки Создание условий для развития способностей и творчества учащихся Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося

Алгоритм мониторинга: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя; определение корректирующих мер в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Технология школьного мониторинга. Метод проекта. Особенность технологии проекта – это не только реальная деятельность, но продуктивный выход в социальную ценность, что способствует: практико-ориентированной деятельности, опирающейся на многие научные дисциплины и осуществлении конкретных проектов; решению практических учебных задач, имеющих исследовательскую, организационную, конструкторскую, технологическую направленность; реализации задач развития школы; создание условий для развития у учащихся самостоятельного мышления, системного анализа, интуиции, потребности в более высокой самоорганизации; соединение теории и практики;

М Е Т О Д Ы О Ц Е Н К И К А Ч Е С Т В А С Р Е Д Ы А Т М О С Ф Е Р А По климатическим параметрамМетодом биоиндикации по растениямпо лишайникам температураплотность облаковнекрозычастота встречае- мости видов влажностьвысота облаковхлорозыбиоразнообразие скорость и направление ветра количество осадковсуховершинностьпроективное покрытие Рн –осадковДефолиациястепень разреже- нности в баллах По этим показателям можно судить о степени токсичности загрязнения, определить направление и скорость распространения загрязнения. Оценивается степень загрязнения атмосферы Приборы: термометр, психрометр, флюгер, анемометр, плотномер осадкомер Оборудование: лихеноиндикационная сетка 10х10см, линейка для измерения диаметра тела лишайника,плотномер.

ГИДРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Физико- географическая характеристика бассейна реки Гидрологический режим реки Морфометрия и морфология речного русла геологическое строениеисточники питания;ширина реки рельефколебание уровня водыпромеры глубин климатледово-термический режим определение скорости течения почвенно-растительньй покров определение расхода воды и объема стока

ИССЛЕДОВАНИЯ БЕНТОСА (ДОННЫХ ОРГАНИЗМОВ) расстояние забора пробы от берега глубину места отбора пробы количество скребков изучение субстрата с места пробы разбор проб

Показательные организмы Видовое разнообразие Число групп Вудивисса в пробе и > Личинки веснянок > одного вида Только один вид Личинки поденок > одного вида Только один вид Личинки ручейников > одного вида Только один вид РакообразныеВсе вышеназван- ные организмы отсутствуют Водяной ослик Все вышеназван- ные организмы отсутствуют Тубифициды,личинки хирономусов Все вышеназван- ные организмы отсутствуют 1234 Все вышеназванные группы отсутствуют Могут присутство- вать некоторые анаэробы 012 И н д и к а т о р н ы е г р у п п ы В у д и в и с с а

ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Геоботанические обследования Выбор площадок для исследований: Составление физико- географической карты Изучение видового состава растений I-ая площадка на обследуемом объекте дата диагностика древостоя с выделением господствующего вида географическая координата диагностика кустарников с выделением доминирующих видов характер рельефа диагностика травостоя тип леса диагностика мхов II-ая площадка в природной экосистеме с тем же видом эдификатором (строителем экосисте- мы) или использовать описания по литера - турным данным за предыдущие года размер природной площадки диагностика лишайников окружение следы деятельности человека мелкие формы рельефа

ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Изучение ярусности леса - краткая характеристика ярусов Название ярусовВиды деревьев Условные обозначения Древостой Подлесок Кустарниковый ярус Травяной Мохово- лишайниковый

Вид дерева число особей на 100 м 2 ВысотаДиаметр наибол ьшая преобла- дающая наибол ьший преобладаю- щий Видчисло особей на 100 м 2 Высота наибольшаяпреобладающая О п и с а н и е д р е в о с т о я О п и с а н и е п о д л е с к а

виджизне- нная форма обилиеучастие в сооб- ществе фоноби- льно изред- ка редкоединично Характеристика травянистого покрова с учетом обилия виджизнен-

ВидЗдоровь е Повреж -дение Сильное повреждение Усыхаю- щие Свежий сухостой Старый сухостой БалСтепень пораженности Без признаков поражения - Слабо поврежденные - Повреждения средней степени - Сильно поврежденные - Засохшие Исследование плотности кроны древостоя. Исследование пораженности паразитами (% пораженности). Исследование листовых пластинок на явление некроза и хлороза. Оценка физического состояния растительного покрова на исследуемых площадках

Определение рекреационной дигрессии лесных сообществ Стадия дигрессии - показатель интегральный, комплексный, включающий в себя площадь, занятую тропинками, соотношение в напочвенном покрове разных экологических групп трав, наличие лесной подстилки и ее состояние, количество поврежденных человеком деревьев и другие признаки (оценивается по 5-ти бальной системе). Для определения площадей дорожно- тропиночной сети, и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув веревки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2. Для определения стадии рекре- ационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной под- стилки, видовой состав травяно-кустарни- чкового яруса. т.д. Для проведения харак- теристики лесной подстилки и травяно-кус- тарничкового яруса необходимо взять 3-4 сектора площадью 1м 2 в разных частях.

Выработка решений и мер по снижению последствий и предотвращению Меры по предотвращению экологических угроз. Выработка общественных решений Формирование экологически безопасного мировоззрения и мироввозренческой концепции разумного потребления ресурсов Экологическая безопасность Анализ ситуации Выявления потенциально опасных ситуаций Определение потенциальных опасных угроз экологического характера Оценка Экологических и других последствий Экологический мониторинг Параметры контроля Снижение воздействия на природную среду Реализация концепции экологической безопасности (структура)

Фрагменты школьного экомониторинга Фрагменты работы над проектом «Зеленый остров» (Школа 222)

Мониторинг в рамках экспедиционных отрядов

Семинары в рамках инновационного поля РЦ по технологии ведения экомониторинга (учащиеся и учителя

Учителя и учащиеся школ РЦ – фрагменты тренинга по практике экомониторинга

Работа в рамках проекта «Усынови заказник» (Петровско-Разумовский)

Актуальность и новизна Определены теоретические основы моделирования содержания экологического мониторинга в школьного естественно- научного цикла. Выявлены возможности школьного экологического мониторинга как технологии, способствующей преемственности в образовании на всех ступенях образовательного процесса. Стирание границ разобщенности школьных дисциплин, так как в основе экологического мониторинга лежит системный, комплексный подход в решении проблем, что в свою очередь требует владения знаниями междисциплинарного характера(интеграция Стирание границ разобщенности школьных дисциплин, так как в основе экологического мониторинга лежит системный, комплексный подход в решении проблем, что в свою очередь требует владения знаниями междисциплинарного характера(интеграция).

СПАСИБО З А В НИМАНИЕ !