Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002 Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002
ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРЫ ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРЫ ПОНЯТИЕ ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРЫ РАЙОН ПОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СОСЕДЕЙ РАСПРАСТРАНЕНИЕ ЦЕНТРЫ ВЛИЯНИЕ СОСЕДЕЙ ЦЕНТРЫ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И И И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ФИНАНСИРОВАНИЕ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ЦЕРКОВЬ КИРИЛЛ, НЕСТОР ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ КИРИЛЛ, НЕСТОРКАНОНЫ КИРИЛЛ, НЕСТОРКАНОНЫ ФОЛЬКЛЁР ПИСЬМЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРА ЗОДЧЕСТВО РЕМЕСЛО МУЗЫКА ИЗО ФОЛЬКЛЁР ПИСЬМЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРА ЗОДЧЕСТВО РЕМЕСЛО МУЗЫКА ИЗО ШЕДЕВРЫ ДОСТИЖЕНИЯ НЕДОСТАТКИ ШЕДЕВРЫ ДОСТИЖЕНИЯ НЕДОСТАТКИ ОЦЕНКИ УРОВЕНЬ НАСЛЕДИЕ ОЦЕНКИ УРОВЕНЬ НАСЛЕДИЕ УНИКАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДР. ОЦЕНКИ УРОВЕНЬ НАСЛЕДИЕ IХ – XIII вв. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КРЕЩЕНИЕ 988 г.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества. ДЕЛЕНИЕ НА ЭЛИТАРНУЮ И НАРОДНУЮ ТОЛЬКО ОФОРМЛЯЛОСЬ КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ – вид культуры, рассчитанный и доступный узкому кругу людей. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – народное творчество, опирающееся на традиции данной местности и отражающее основные духовные ценности народа. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВПИТЫВАЛА МЕСТНЫЕ СУБКУЛЬТУРА - малый культурный мир.(молодежи, профессиональных групп, горожан, крестьян, церкви, и др. ). КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм. Схема
КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ : Схема
Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское и степное), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских и угро-финских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское и степное), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских и угро-финских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры. КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ Схема
ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ Схема
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Укрепляющееся государство финансировало культурные объекты для укрепления своего авторитета. Христианская церковь также не жалела средств на создание произведений искусства для укрепления новой веры. Нарождающаяся знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства. По этим трём направлениям и финансировалась культура того времени. Ярослав Мудрый Схема
Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» Схема
Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема
ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема
ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста.береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве».летописаниежитие, слово (поучение), хождения «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема
л. О Новгородская берестяная грамота НАЗАД
ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД
ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАДИТОГИ
Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно- земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема
Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней.в Киеве Новгороде Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско- Псковская.Владимиро-СуздальскаяНовгородско- Псковская КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ Современный вид МАКЕТ НАЗАД
СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ НАЗАД
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД
ИТОГИ
НАЗАД
НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремльЦерковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XIIXIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XIIXIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.скани зерни эмалискани зерни эмали Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема
ПОНЯТИЯПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД
МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Скульптура была представлена в основном резьбой по дереву и камню, использовавалась в украшении стен храмов.фресками мозаикамииконами Скульптура Схема
ФРЕСКИ Фреска это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов). Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в ХXI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты специального стекловидного материала. На Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась. Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в ХXI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты специального стекловидного материала. На Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась. НАЗАД
ИКОНЫ Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XIXII вв. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XIXII вв. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения. ИЗОИТОГИ
СКУЛЬПТУРА Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. НАЗАД
ИТОГИ Формирование самобытности Расцвет местных школ Шедевры: «Слово…, Икона…, Церковь…» СловоИконаЦерковьСловоИконаЦерковь Пресечение языческого (скульптура) Схема
ЗНАЧЕНИЕ Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени. Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры. На базе культуры того времени начался процесс формирования единой национальной культуры восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Уникальность письменности, зодчества и художественного ремесла. Схема