Принципы исследовательского обучения
Савенков Александр Ильич, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения Учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации Главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком. Ученик не просто потребляет информацию, а сам порождает знание. Околофилософские разговоры по поводу открытия ребенком в учебно-исследовательской деятельности «субъективно» и «объективно» нового столь же бессмысленны, сколь и бесплодны. Знания, предлагаемые учащемуся в традиционном образовании, новы лишь для него. В условиях исследовательского обучения, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится неважно, насколько добытая ребенком информация нова.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления. Но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, открывается им в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от того не становятся ненужными.
Потому и содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.
Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни У учащихся необходимо формировать представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром, и даже шире как в стиле жизни.
Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле его идей, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом- исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.