Исследовательская работа Общие положения
Метод Декарта (общие правила исследовательского процесса) ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым; трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных; останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено
Методология научного познания Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ или образ действия. 1) Философские методы: диалектика и метафизика. 2) Общенаучные подходы и методы исследования. 3) Частно-научные методы. 4) Дисциплинарные методы. 5) Методы междисциплинарного исследования.
Диалектический метод Исходный тезис: Если в объективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Ведущий принцип: признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Нужно подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
Общенаучные методы 1) анализ и синтез; 2) абстрагирование; 3) обобщение; 4) индукция и дедукция; 5) аналогия и моделирование; 6) идеализация; 7) классификация; 8) системный подход.
Методы теоретического исследования 1) формализацию; 2) аксиоматический метод; 3) гипотетико-дедуктивный метод.
Методы эмпирического исследования Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Измерение – сравнение объекта по каким- либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий
Виды эксперимента 1) исследовательский; 2) проверочный; 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) количественный; 6) физический, химический и др. Этапы ИЭ: констатирующий, формирующий
Структура исследовательской работы
Направление и актуальность исследования Актуальность показывает не только, насколько изучение данного вопроса важно для науки и практики, но почему это изучение важно именно сейчас. Уровни актуальности: для науки в целом; для отдельного предмета; для данного региона; для конкретного учебного заведения; для отдельного учащегося.
Тема и проблема исследования Научная проблема – это противоречие между наличествующим и должным. Проблемой может выступать и противоречие опыта и знаний исследователя с положениями, изложенными в той или иной публикации. Проблемой является и противоречие между запросом на знания по какой-то области и отсутствием таковых в теории или практике (неисследованное, новое направление - «белое пятно»). В названии темы должна быть выражена проблема исследования. Кроме того, в ней обозначается общее содержание и примерный аспект изучаемых процессов. В то же время тема должна однозначно интерпретироваться.
Гипотеза, цель и задачи исследования При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Формулировка гипотезы может сложиться как положительный ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, и как перестановка формулировки проблемы (на первое место выдвигается условие, а затем идет результат). Дальнейшая работа исследователя направляется на то, чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезу. Фактически, это и является содержанием стратегической цели исследования. Формулировка цели делается на основе гипотезы, чтобы определить главное направление доказательства. Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они как бы определяют алгоритм поэтапных действий для достижения стратегической цели.
Последовательность выполнения исследовательской работы составление списка литературы по изучаемой проблеме; изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам; осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы; отбор методов для проведения опытно- экспериментальной работы; опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (со своими внутренними этапами); аналитическая обработка полученных экспериментально результатов; текстовое оформление работы; выступление с результатами исследования или защита работы.
Виды исследовательских работ 1.Реферат. 2.Научно-исследовательская работа.
Структура работы ГОСТ Обязательные части: Титульный лист Содержание (оглавление) Введение Основная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие) Основная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие) Заключение Список использованной литературы Факультативные части : Аннотация Перечень терминов Приложения