Теории медиаобразования
Направления исследований в области медиаобразования Исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных странах и возрастных категориях, о критериях и уровнях развития аудитории (А. Карон, И.С. Левшина, К. Тарасов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин, Э. Харт и др.)
Направления исследований в области медиаобразования Исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс-медиа в целом (К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем,Л.С. Зазнобина, Д. Консидайн, Р.Кьюби, Р. Куин, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт, Р. Хоббс, и др.)
Направления исследований в области медиаобразования Работы, связанные с вопросами конкретной методики медиаобразования (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, К. Ворсноп, Л.С. Зазнобина, Д. Консидайн, А. Карон, Р. Куин, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт, Р. Хоббс и др.)
В мире не было и нет единой теоретической концепции медиаобразования
«Инъекционная» теория медиаобразования (защитная, прививочная) Теоретическая база: «Инъекционная» теория медиа Ведущая цель: смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа Основное содержание: помочь детям понять разницу между реальность и медиатекстом Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания учащихся
Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории Теоретическая база: теория «потребления и удовлетворения» в области медиа Ведущая цель: помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями Основное содержание: стимулирование понимания учащимися роли медиа в их жизни Педагогическая стратегия: анализ и оценка отдельных элементов медиатекста
«Практическая» теория медиаобразования Теоретическая база: Адаптированная теория «потребления и удовлетворения» Ведущая цель: помочь учащимся извлекать из медиа максимум практической пользы в соответствии со своими потребностями Основное содержание: обучение школьников (или учителей) использованию медиааппаратуры Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания учащихся
Теория медиаобразования как формирования «критического мышления» Теоретическая база: культивационная теория медиа и теория в качестве «повестки дня» Ведущая цель: защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества Основное содержание: влияние медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов, например, в телерекламе) Педагогическая стратегия: анализ влияния медиатекстов на индивида и общество, развитие «критического мышления» учащихся по отношению к медиаинформации
Марксистская теория медиаобразования Теоретическая база: Марксистская теория медиа Ведущая цель: вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа самая лучшая (з зависимости от политического строя) Основное содержание: политические, социальные и экономические аспекты медиа Педагогическая стратегия: анализ многчисленных противоречий, которые содержат политические, социальные или экономические аспекты медиа с точки зрения того или иного класса
Семиотическая теория медиаобразования Теоретическая база: семиотическая теория медиа Ведущая цель: помочь детям «правильно читать» медиатекст Основное содержание: коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описание его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д.
Культурологическая теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория медиа Ведущая цель: помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. аудитории Основное содержание: «ключевые понятия» медиаобразования, роли, которые играют в обществестереотипы, распространяемые с помощью медиа Педагогическая стратегия: оценка и критический анализ медиатекстов
Эстетическая (художественная) теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория медиа Ведущая цель: помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов Основное содержание: язык медиакультуры, авторский мир создателяхудожественного медиатекста,история медиакультуры (киноискусства, художественного телевидения и др.) Педагогическая стратегия: критический анализ художественных медиатекстов, их интерпретация и оценка