Методические рекомендации по проведению учебного исследования
Барьер и трамплин исследования Барьер и трамплин исследования Краеугольный камень любого исследования – определение проблемы ( установление несоответствия между желаемым и действительным ) «Проблема, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена». Фридрих Содди. Фридрих Содди.
«Выбор темы – залог успеха». Интересна не только на данный момент, но и в будущем; Должна отражать современные проблемы в науке, жизни общества; Соответствовать имеющимся условиям (достаточно источников информации, оборудование и условия для эксперимента и т. д.) Содержать спорный момент, столкновение разных точек зрения; Не должна быть очень объёмной, звучать конкретно; Может иметь два названия: теоретическое и творческое; Интересна и ученику, и руководителю; Тема – визитная карточка исследования;
Шаги-приёмы, помогающие выбрать тему: Аналитический обзор достижений науки; Принцип повторения; Поисковый способ; Теоретическое обобщение; Уточнение гипотез;
«Почему?» и «Для чего?» Актуальность исследования: -научная, -социальная, -социальная, -личностная значимость -личностная значимость Практическая значимость исследования: -использование полученных данных в различных видах деятельности, - решение практических задач.
Объект и предмет исследования Объект – что рассматривается Предмет – как рассматривается
1 шаг :определение целей и задач исследования Цель – желаемый результат, который будет получен в ходе всего исследования; (доказать…, обосновать…, разработать…) Задачи – ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели (проанализировать…, описать…, выявить…, определить…, установить…)
2 шаг - формулирование гипотезы Гипотеза – предположение о том, как разрешить проблему (если…, то… так…, как… при условии, что…)
3 шаг – определение методов исследования: наблюдение;эксперимент;моделированиеанкетированиеинтервьюирование анализ и синтез сравнениеобобщениеклассификация
4 шаг – планирование исследования «Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия». Уильям Шекспир