Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Этапы работы над исследованием Подготовка к проведению научного исследования Проведение научного исследования Оформление научно- исследовательской работы Защита результатов исследования
Подготовка к проведению научного исследования 1.Объектная область, объект и предмет объектная область – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования; объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; предмет исследования – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск
Подготовка к проведению научного исследования 2.Тема, проблема и актуальность исследования тема должна представлять интерес для учащихся и педагога; тема должна быть реализуема в имеющихся условиях; тема должна быть сформулирована лаконично; указать, почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной; показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Подготовка к проведению научного исследования 3.Изучение научной литературы и уточнение темы поэтапное изучение научных публикаций; овладение различными типами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) различные приемы фиксирования информации («банк данных» по теме, карточки, конспекты …) не стремиться к заимствованию материала, а сопоставлять и анализировать найденную информацию.
Подготовка к проведению научного исследования 4.Определение гипотезы, которая должна быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.
Подготовка к проведению научного исследования 5.Цель и задачи исследования выявить …; установить …; обосновать …; уточнить …; разработать …
Подготовка к проведению научного исследования 6.Определение методов исследования отбор необходимых методик исследования (теоретические, эмпирические, математические); ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов.
Проведение научного исследования Составление плана исследования Первый блок – от определения объекта исследования и предмета до выбора методов Второй блок – описание экспериментальной части работы, рефлексация: анализ, подтверждение гипотезы, достижение целей Третий блок – оформление результатов исследования
Оформление научно-исследовательской работы 1.Введение (2-3 стр.) включает в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет, цель, задачи, гипотезы; методы исследования; этапы исследования, структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
2.Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента; каждая глава завершается выводом. Оформление научно-исследовательской работы
3.Заключение не должно дословно повторять выводы по главам; в заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации; отмечается степень достижения цели; отмечаются перспективы дальнейших исследований.
Защита результатов исследования на всё выступление отводится не более 5-7мин.; не сводить защиту к пересказу работы; заинтересовать аудиторию, привлечь внимание; демонстрационные материалы не должны перегружать выступление; в заключении создать кульминацию выступления (предложить поразмыслить над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований и т.д.).