ГМО учителей математики, ноябрь 2008 г. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время Подготовила: учитель математики МОУ СОШ 9 им. В.Т.Степанченко Агаркова Инна Васильевна
Формы организации исследовательской деятельности: уроки-исследования; олимпиады; конкурсы; научные общества; конференции.
Структура типовой и проблемной задач Типовая задачаПроблемная задача 1. Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате. Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий. Наличие неизвестного.
Структура типовой и проблемной задач Типовая задачаПроблемная задача 2. Существует четкий алгоритм решения задачи Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.
Структура типовой и проблемной задач Типовая задачаПроблемная задача 3. Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести ее к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм ее решения. Наличие у ученика возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизвестное, и я это могу»).
Роль ученика: Типовая задачаПроблемная задача 4. Ученик выполняет роль машины (решает задачу по «заложенной в него» программе). Ученик проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей.
Основные этапы учебного исследования: Мотивация исследовательской деятельности. Формулирование проблемы. Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Доказательство или опровержение гипотез.
Применение исследовательской деятельности на уроке Тема: «Сравнение обыкновенных дробей» (Математика, 5 класс)
Применение исследовательской деятельности на уроке Цель: самостоятельное «открытие» свойств математических объектов. Место применения: на этапе изучения нового материала.
Применение исследовательской деятельности на уроке Технология работыИзучение свойств обыкновенной дроби 1. Рассматриваем математический объект с готовым определением. Учителем ставятся задачи на изменение объекта в рамках, допустимых определением. Задача: изменять числитель дроби, сохраняя постоянным знаменатель.
Технология работыИзучение свойств обыкновенной дроби 2. Детьми осуществляются различные изменения объекта. Варианты изменений накапливаются. Получаем дроби: (у каждого ученика - свой ряд). Дроби «прорисовываются». Применение исследовательской деятельности на уроке
Технология работыИзучение свойств обыкновенной дроби 3. Проводится совместный анализ (чаще всего в виде фронтальной работы в аудитории). При необходимости на этом этапе используются модели. Дети замечают, что значение дроби становится больше с увеличением числителя.
Применение исследовательской деятельности на уроке Технология работыИзучение свойств обыкновенной дроби 4. Формулируются выявленные свойства объектов. Формулируется свойство: с увеличением числителя значение дроби увеличивается.
Применение исследовательской деятельности на уроке Технология работы Изучение свойств обыкновенной дроби 5. Если возможно, полученные свойства доказываются. В данном случае доказательство не проводится.
Аналогично ставятся задачи на изменения знаменателя, на одновременное изменение числителя и знаменателя (выход на основное свойство дроби). Применение исследовательской деятельности на уроке
Применение исследовательской деятельности во внеурочной деятельности 1. Исследовательская работа ученицы 6-Б класса Ивановой Марии по теме: «Задачи с числом 2007» (см.ТЕКСТ РАБОТЫ, ПЛАКАТ). Мотивация: познакомившись с заметкой в газете 1997 года, девочка увлечено искала пути решения задач с числом 2007(см. ВВЕДЕНИЕ). Сбор фактического материала: по ходу решения сталкивалась с трудностями, находила выход из этих трудных ситуаций (см. СТР. 6). Подтверждение гипотезы: (см. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО).
2. Исследовательская работа ученицы 5-В класса Андреевой Юлии по теме: «Систематизация и подсчёт имеющихся данных в частотных таблицах» (см. ТЕКСТ РАБОТЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ). Мотивация: «Как узнать мнение людей по самым разным вопросам?», «Что такое опрос общественного мнения?» - ответы на эти и другие вопросы искала в процессе своей работы ученица (см. ВВЕДЕНИЕ, НАЛИЗ ДАННЫХ). Этап формирования проблемы: проходил под руководством учителя (см. ЦЕЛЬ РАБОТЫ). Сбор фактического материала: проходил при содействии одноклассников (см. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ). Применение исследовательской деятельности во внеурочной деятельности
"О пользе дела" Цель работы учителя - развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он: присваивает нормы и ценности мира взрослых; формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки.
Спасибо за внимание !