Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Этапы исследовательской деятельности учащихся: Постановка проблемы; Постановка проблемы; Изучение теории, посвященной данной проблеме; Изучение теории, посвященной данной проблеме; Подбор методов исследования и практическое овладение ими; Подбор методов исследования и практическое овладение ими; Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Типы работ: проблемно-реферативные; проблемно-реферативные; экспериментальные; экспериментальные; натуралистические и описательные; натуралистические и описательные; исследовательские исследовательские
Исследовательская работа помогает научить: проблематизации; проблематизации; целеполаганию и планированию деятельности; целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексу; самоанализу и рефлексу; представлению результатов; представлению результатов; презентации в разных формах; презентации в разных формах; поиску и отбору актуальной информации; поиску и отбору актуальной информации; практическому применению школьных знаний; практическому применению школьных знаний; проведению исследования. проведению исследования.
Модели исследовательских работ: Модель 1 Учитель знает путь и результат поиска, на выходе – реферат. Модель 2 Учитель знает путь, но не знает результат исследования, предлагая ученику самому решить проблему. В результате наглядная форма: альбом, книга и т.п. Модель 3 Учитель владеет методикой и методами научного исследования. Оба не знают ни пути, ни результата исследования. На выходе настоящее научное исследование с новизной и элементами открытия.
Тема должна быть: интересна ребенку; интересна ребенку; выполнима; выполнима; оригинальна; оригинальна; доступна и соответствовать особенностям детей; доступна и соответствовать особенностям детей; относительно быстро выполнима. относительно быстро выполнима.
Формы представления результатов Конференция Конференция Презентация Презентация Выступление Выступление Представление доклада Представление доклада Выставка достижений Выставка достижений