Исследовательская работа учителя
использование высоких технологий и творческого потенциала человека Труд становится более емким интеллектуально.
Исследование – извлечение нечто «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
постановка проблемы; изучение разной информации по данной проблематике; выбор методов исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ и обобщение; формулировка выводов.
При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема действий учителя и ученика в постижении окружающей действительности в рамках схемы «партнер - партнер»
Главными результатами смены позиций участников исследовательской деятельности являются: расширение границ толерантности ее участников; развитие у них критического мышления.
Следующей безусловной нормой исследовательской деятельности является необходимость доказательности и обоснования собственной позиции, данных, способов достижения результатов исследования, необходимости постоянной проверки результатов, адекватности их практической реализации.
обсуждение результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности
С функциональной точки зрения главной целью учебного исследования является приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний
Исследовательская работа учителя – направленная и контролируемая педагогическая деятельность по изучению и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления учебно-воспитательным процессом.
Цель всякой учебно- исследовательской работы - изучение и апробация нового, а потому любая учебно-исследовательская работа предполагает творчество.
именно учебно-исследовательская работа является средством (способом, механизмом, технологией) разработки и освоения новшеств, лежащих в основе модификации и совершенствования педагогической деятельности.
Структура программы учебно- исследовательской работы состоит из следующих этапов:
обоснование темы актуальность идеи формулированию темы определение объекта и предмета исследования формулировка цели эксперимента определение задач эксперимента разработка и выбор конкретных методик и методов исследования
определение сроков учебно- исследовательской работы выделение этапов учебно- исследовательской работы определение резервного времени база учебно-исследовательской работы. критерии оценки ожидаемых результатов экспертиза программы учебно- исследовательской работы ведение дневника учебно- исследовательской работы. оценка полученных результатов
обоснование темы (для себя и коллег) - необходимо продумать, какие проблемы, противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового или из каких потребностей вытекает необходимость именно данной учебно- исследовательской работы.
формулирование темы - это не бюрократические игры, а сущностная, необходимая для успеха работа. Необходимо продумать несколько возможных вариантов формулировок, напечатать их одну над другой на некотором расстоянии или даже на разных листах и сравнить их, чтобы выбрать ту, которая точнее всего отражает предмет будущего исследования.
Объект исследования это то педагогическое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится), то, что будет изучаться. Объектами исследования могут быть педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный (педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета, система управления в школе и т.п.
Предмет исследования это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который, собственно, и исследуется.
Формулировка цели исследования следующий необходимый элемент разработки программы. Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?»
Формулировка цели любого исследования следует начинать с глаголов: выяснить... выявить... сформировать... обосновать... провести... определить... создать... построить...
Задачи конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач.
Гипотеза учебно-исследовательской работы это развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т.е. технология, благодаря чему ожидается получить определенные результаты учебного исследования. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями типа «Если..., то...» или «Чем..., тем...».
разработка и выбор конкретных методик и методов исследования
Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: изучение литературы по теме учебно-исследовательской работы, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ документации, наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование, определение рейтинга, изучение и обобщение опыта и др.
Теоретические методы включают: историко- генетический метод, моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др.
При выборе конкретных методов и методик здесь же готовятся все учебно-исследовательские материалы для диагностики (карточки заданий, тексты анкеты, индивидуальные задания и т.д.)
В зависимости от характера учебно-исследовательской работы может возникнуть необходимость выделения сроков последовательных этапов учебно-исследовательской работы
резервное время на случай неудачи
Приступая к подготовке учебно- исследовательской работы необходимо изучить условия, в которых она будет проводиться и необходимые ресурсы т.э. – базу учебно-исследовательской работы
Критерий оценки ожидаемых результатов учебно- исследовательской работы. Это важнейший и обязательный компонент программы. Критерии непосредственно связаны с целями, и задаваться должны до начала учебно-исследовательской работы
Это могут быть: критерий результативности, критерий затрат времени, степень обученности учащихся уровень участия детей во внеклассных мероприятиях (для воспитательной учебно- исследовательской работы) снижение уровня заболеваемости (для учебно-исследовательской работы по использованию здоровьесберегающих технологий)
Экспертиза программы учебно- исследовательской работы. После подготовки текста программы учебно- исследовательской работы её нужно отпечатать в нескольких экземплярах и направить на экспертизу ещё до начала работы по ней. Экспертами могут быть преподаватели высших и средних учебных заведений, учителя школ, студенты старших курсов, родители. В ходе экспертизы желательно внесение замечаний и предложений, а не поиск ошибок.
Ведение дневника учебно- исследовательской работы. Весь ход учебно-исследовательской работы необходимо фиксировать в специальном дневнике. Зафиксированные факты позволяют увидеть динамику, тенденции, характер развития эксперимента, обнаружить побочные (положительные или отрицательные) эффекты опытной работы.
Оценка полученных результатов учебно- исследовательской работы по заранее разработанным критериям. Заключительным этапом проведения учебно-исследовательской работы является обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов.
При условии выполнения всех этапов подготовки и проведения учебно- исследовательской работы можно рассчитывать на получение качественных и достоверных результатов, которые, безусловно, пригодятся учителю в практической деятельности и позволят достичь положительных результатов в учебной и воспитательной работе.