Методологический семинар по написанию курсовых работ День первый: «Как писать курсовую работу?» © A.A. Lapshin, I.A. Novikov, E.Y. Tsumarova, D.A. Balyka.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные ВОПРОСЫ: Что такое курсовая работа? Какова структура курсовой работы? Что такое методы исследования? Где искать источники/литературу и как с.
Advertisements

Методологический семинар по написанию курсовых работ День второй: Работа с источниками и литературой.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ОСНОВЫ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Новичкова Елена Юрьевна.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Курсовая работа. Курсовая- настоящее студенческое исследование. Назначение курсовой работы- выяснить насколько студент овладел навыками самостоятельной.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА. Структура научной работы АннотацияТитульный листСодержание (оглавление)ВведениеОсновное содержаниеВыводы, рекомендацииСписок.
Исследовательская работа Автор презентации - к.п.н., замдиректора по НМР ГБОУ лицей 82 Модестова Т.В.
Попова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Землянской СОШ.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Оформление и защита научно- исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Транксрипт:

Методологический семинар по написанию курсовых работ День первый: «Как писать курсовую работу?» © A.A. Lapshin, I.A. Novikov, E.Y. Tsumarova, D.A. Balyka & G.O. Yarovoy

Основные положения Что такое курсовая работа? Какова структура курсовой работы? Что такое методы исследования? Где искать источники/литературу и как с ними работать?

Что такое курсовая работа? Курсовая работа – «учебное» исследование, небольшое, но законченное Важен интерес исследователя, его отношение к объекту исследования = мотивация Одна из целей написания курсовых работ = научиться работать с источниками, думать и анализировать полученную информацию, делать нетривиальные выводы Что еще?

Структура курсовой работы Введение Основной текст – Глава 1 … § 1 … Заключение Список литературы Приложения

Введение Актуальность Степень разработанности проблемы Цель/задачи Объект/предмет Теоретико-методологические основы исследования Структура работы

Актуальность Это, своего рода, социальная актуальность, т.е. почему ВООБЩЕ интересно и важно изучать выбранную тему Постановка проблемы! Какую проблему Вы решаете, занимаясь данной темой Формулировка исследовательского вопроса и даже гипотезы, т.е. предположительный ответ на этот вопрос, аргументы в пользу гипотезы будут в самом тексте курсов ой работы

Примеры формулировок Рассматриваемая тема актуальна по ряду причин… Данная тема представляет как теоретический, так и практический интерес… Данная тема является дискуссионной, как в России, так и за рубежом… Актуальность темы обуславливают следующие факторы…

Пример из жизни « … ОПИСАНИЕ … … ОПИСАНИЕ … Обозначенные факторы, такие как неопределенный режим Арктики, вопросы о делимитации границ Арктики, неразрешенность территориальных споров между приарктическими государствами, продолжающееся изменение климата и получение доступа к огромным природным ресурсам Арктики обуславливают актуальность дипломной работы».

Степень разработанности проблемы Это своего рода научная актуальность, т.е. что дает изучение этой темы для развития науки, для производства новых знаний Основная часть этого раздела – анализ литературы. Цель: показать знание темы и те «белые пятна», которые есть в изучении этой темы Это основной (по объему) раздел введения

Степень разработанности проблемы - 2 Порядок анализа литературы: – Первоисточники (для первого курса) – Источники (официальные документы, интервью, мемуары, выступления, статистика) – Наиболее значимые труды и далее по нисходящей, в т.ч. научные статьи – Отдельно упомянуть про отечественных ученых – Интернет-ресурсы – Справочные издания, энциклопедии и т.д.

Примеры формулировок В ходе работы был проведен обширный анализ источниковой базы: договоров, соглашений и выступлений официальных лиц, а именно… Значительную роль при анализе темы сыграли работы… Например, в работе «Теория рационального выбора» Стивен Грин – обращает внимание – выявляет следующие тенденции – пришел к выводу – установил Проблематика данной работы достаточно/недостаточно разработана отечественными учеными… По теме работы издано большое количество монографий. Наиболее значимыми можно признать работы… Большой вклад в разработку данной темы внесли… Наиболее значимыми исследователями по данной теме являются…

Цель исследования Это решение проблемы, ответ на вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность» Цель также вытекает из анализа литературы и из стремления «закрыть» белые пятна в изучении данной темы Проблема Цель Объект Название работы – все 4 пункта взаимосвязаны

Цель исследования Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение внешней политики России), а как результат (например, провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные…) Цель должна быть достижима и проверяема

Задачи исследования Задачи вытекают из цели: «Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие (взаимосвязанные) задачи» Задачи формулируются в виде глаголов: – изучить, доказать, показать, выявить, определить, провести мониторинг и т.д. Задачи определяют структуру работы В идеале – 1 задача = 1 § Каждая задача – это законченный раздел

Пример 1 «Цель данной работы – выявить позицию приарктических государств по делимитации границ Арктики, а также определить возможность создания в Арктике международного режима, способствующего разрешению существующих территориальных споров между государствами. Для достижения данной цели автором работы поставлены следующие задачи: Изучить основы международно-правового статуса Арктики Исследовать международно-правовой статус арктического сектора России Выявить национальные интересы Российской Федерации и Канады с точки зрения традиционного геополитического подхода и т.д.»

Пример 2 «Цель данной работы определить перспективы заключения нового базового Соглашения между Россией и Евросоюзом. Поставленная цель определяет следующий круг задач: Рассмотреть основные положения теории рационального выбора, акцентируя внимание на пошаговом анализе рационального выбора Стивена Л. Грина, применительно к теме исследования. Изучить историю взаимоотношений Европейского союза с СССР до момента распада последнего и определить её влияние на развитие взаимоотношений ЕС России на современном этапе Проследить развитие взаимоотношений ЕС и Российской Федерации на современном этапе – выявить основные перспективные направлении двусторонних отношений ЕС- РФ … … »

Объект исследования Объект – это независящая от исследователя часть объективной реальности, которую исследователь пытается познать с помощью определённых инструментов (методов) ЕЩЕ РАЗ: Проблема Цель Объект Название работы – все 4 пункта взаимосвязаны

Предмет исследования Предмет исследования – понятие, более узкое по отношению к объекту Это какая-то конкретная часть объекта исследования, которая непосредственно изучается Предмет исследования непосредственно связан с исследовательским вопросом и должен быть отражен в названии работы

Теоретико-методологическая основа исследования ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОДЫ

Пример «Теоретико-методологическая основа данного дипломного исследования представлена теорией рационального выбора. … Краткое описание теории… Выбранная теория предполагает использование следующих методов… …Описание методов…»

Методы исследования 1. Методы эмпирических исследований: анализ документов анкетный опрос интервью деловые игры наблюдение

Методы исследования 2. Общелогические методы: индукция и дедукция анализ и синтез моделирование мысленный эксперимент прогноз

Методы исследования 3. Специфические методы: Системный Исторический Сравнительный Психологический Аналитические (ивент-, дискурс-, контент-анализ, SWOT)

Описание структуры работы Краткое упоминание основных разделов работы: – «Во введении обосновывается актуальность…» – «Глава 1 «…НАЗВАНИЕ…» посвящена …» – «В главе 2 «…НАЗВАНИЕ…» изучается, рассматривается, проводится анализ… и т.д.» – «В заключении приводятся основные выводы…» Объем данного раздела – 1 абзац

ВАЖНО! Введение – один из основных разделов работы (наряду с заключением). Прочитав только введение и заключение можно сделать общий вывод о том, как работал автор и чего он добился Объем введения для курсовой работы не должен превышать 5-7 страниц, 90% из них – это разделы про актуальность, степень разработанности проблемы и теоретико- методологические основы исследования

Основной текст: Основной текст делится на главы и параграфы Количество глав и параграфов ограничено здравым смыслом. Как правило, 2-3 главы по 2-4 параграфа в каждой В каждой главе должно быть короткое введение (1-2 абзаца), в котором кратко описано содержание главы, ее место и роль в структуре работы Должны быть сделаны краткие выводы по параграфам и главам (желательно логично связать со следующей главой)

Заключение Заключение – это ответ на исследовательский вопрос. Должно быть показано, как достигнута цель исследования и показан ход исследования. Стоит избегать прямого упоминания «поставленная цель успешно достигнута…» Не стоит с точностью повторять выводы по главам, а излагать обобщенные результаты Объем заключения 2 – 3 страницы!

Стиль Не следует писать от первого лица Лучше использовать обезличенные формы: – Представляется … – Следует отметить… – Необходимо упомянуть… – Можно сделать вывод… – Не подлежит сомнению… – Подводя итог, …

Стиль - 2 Не использовать – просторечные обороты, жаргонизмы – банальные и пустые фразы, лишенные смысла («Россия – большая страна») – риторические вопросы («Какой путь развития изберут государства Европы после освобождения из-под ига Советского монстра?») – публицистический стиль (название: «Холодная битва горячих титанов»)

Работа с источниками и литературой Литература – это не источники! Где искать литературу: – Библиотека + электронный каталог – Интернет-сайты научных журналов («Pro&Contra», «ПОЛИС», «Международные процессы», «Россия в глобальной политике») – Базы данных журнальных статей с сайта библиотеки – Печатные СМИ: Российская газета, Независимая газета, КоммерсантЪ и т.д., т.е. солидные издания Не использовать: сайты рефератов, ненадежные источники (narod.ru и т.п.), желтую прессу (dni.ru и т.п.) Не ссылаться и не упоминать в списке литературы учебники! Все курсовые работы сдаются на кафедру в печатном и электронном виде для проверки в системе «Антиплагиат»

Общие требования Объем: 30 – 50 страниц (с каждым курсом – все больше и больше…) Шрифт: 12 пт, Times New Roman Интервал: полуторный Каждый раздел (введение, все главы, заключение, список литературы, приложения) должен начинаться с новой страницы

Сроки выполнения работы Сентябрь: выбор темы и ее согласование с научным руководителем К межсессионной аттестации (ноябрь): черновик введения (актуальность, цель/задачи, объект/предмет, обзор литературы по теме, вопрос/гипотеза) До зимней сессии: 1 глава Межсессионная аттестация (апрель) – черновой вариант работы целиком 1 мая – представление работы на кафедру Санкции за несоблюдение сроков: снижение оценки, недопуск к сессии, отчисление