«Повышение интеллектуального уровня и уровня воспитанности младших школьников через нетрадиционные курсы в начальной школе» Городская экспериментальная площадка
Содержание. Приказ об открытии городской экспериментальной площадки.Приказ Тема и база опытно-экспериментальной работы.Тема и база Актуальные проблемы.Актуальные Основные теоретические положения.Основные Цели исследования.Цели Объект и предмет исследования.Объект и предмет Гипотеза исследования.Гипотеза Задачи исследования.Задачи Основные этапы исследования.Основные этапы Промежуточные результаты работы.Промежуточные Учебные планы.планы. Диагностика учебно-воспитательного процесса.Диагностика По пути инноваций.инноваций. Результаты инновационной деятельности.Результаты
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УВАРОВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ г. Уварово 129/1 Об открытии городской экспериментальной площадки С целью совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности города, на основании решения экспертного совета 2 от г. ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Открыть экспериментальную площадку «Повышение интеллектуального уровня и уровня воспитанности младших школьников через нетрадиционные курсы в начальной школе» (на базе МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова). 2.Руководителем экспериментальной площадки назначить Лунёву Г.И., заместителя директора по УВР. 3.Контроль за исполнением приказа возложить на заведующую информационно-методическим кабинетом отдела образования Уварову Е.В. Начальник отдела Образования А.А. Королёв
Тема опытно-экспериментальной работы: Управление инновационными процессами в начальной школе База опытно-экспериментальной работы: Начальное звено МОУ СОШ 3 им.А.И.Данилова города Уварово Тамбовской области Руководитель – организатор: Мочалкина Светлана Викторовна Авторы ОЭР: Караваев Павел Леонидович, Лунева Галина Ивановна
I. Актуальные проблемы. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качество способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому – развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
В начальном звене МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова наряду с традиционными предметами ведутся инновационные курсы: экология и валеология, краеведение и народоведение, экономика, этикет и толерантность, риторика и другие. Воспитательно-образовательный процесс обеспечен двумя учебно-методическими комплектами: 1. «Начальная школа 21 века» научный руководитель Н.Ф. Виноградова. 2. «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков. А также индивидуальными программами по краеведению, экономике, толерантности, изотруду.
Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная) к активному взаимодействию с окружающим миром. Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это и музейные уроки, и встречи с интересными людьми в краеведческом клубе «Городоша» и в зале Патриотической Славы. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей. Понимал из чего складывается бюджет семьи и школы, как создается богатство и каковы его источники, различал понятие личной, общественной и государственной собственности.
Школа психологического здоровья и занятия по этикету и толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивость, социальную адаптацию, успешную самореализацию. Риторика как коммуникабельная технология формирует информационную культуру младшего школьника, создает условия для обучения на высоком этическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции. Возникла необходимость в отлаженном механизме управления инновациями: совершенствовании учебного плана, пересмотре программ, методических пособий, диагностике воспитательно-образовательного процесса, адаптации новых учебных и здоровьесберегающих технологий и мониторинге результативности интеграции педагогики в начальной школе.
При внедрении инновационных предметов в воспитательно-образовательный процесс 2-4 классов возникают противоречия между: а) потребностью заниматься достаточным количеством инноваций и строгими рамками Сан ПиНа; б) начальным и основным звеньями школы из-за отсутствия сквозных нетрадиционных курсов; в) необходимостью модернизации школы и отсутствием отработанного механизма внедрения инновационного поля в учебно-воспитательном процессе на практике. г) финансовыми затратами на образование эксперимента и отсутствием источника его финансирования.
II. Основные теоретические положения. В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработаны и представлены учителям начальных классов примерные программы по всем предметам федерального базисного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, выполняющие две основные функции: информационно- методическую и организационно-планирующую, которые предназначены для разработки авторских программ как рекомендательный документ – ориентир, показывающий один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта. Поэтому возникла необходимость скорректировать рабочую программу развития, следуя основным дидактическим принципам: природосообразности, преемственности и перспективности, интеграции теоретических сведений с практической деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, а также совершенствовать механизм управления инновационными процессами в начальной школе.
III. Цели исследования. создание наиболее оптимальных условий для эффективного развития начальной школы: методических, материальных, организационно-управленческих; создание в коллективе школы климата психологической комфортности и креативности; совершенствование личностно-ориентированного подхода к здоровью, воспитанию и обучению младших школьников.
IV. Объект исследования. процесс переходного периода от функционирования к развитию начального звена МОУ СОШ 3 им.А.И. Данилова. V. Предмет исследования. система совершенствования управления развитием начальной школы.
VI. Гипотеза исследования. Управление инновационными процессами будет эффективным и сможет обеспечивать повышение уровня качества обучения, воспитанности обучающихся 1-4 классов, положительно скажется на их здоровье, если: развитие начальной школы будет осуществляться с учетом особенностей основных этапов становления; здоровьесберегающие технологии и принципы здорового образа жизни будут сопровождать обучение и внеклассную деятельность детей в условиях полного дня; в основу деятельности педагогов будут положены профессионализм, креативность и интеграция педагогики; усовершенствуется преемственность начальной и основной школ посредством введения сквозных инновационных курсов и здоровьесберегающих технологий; теоретическая основа управления инновационными процессами будет совершенствоваться и пополняться новыми методическими разработками, авторскими программами педагогов и руководителей школ города по мере накопления опыта в данном эксперименте и повышения компетентности, роста профессионального становления.
VII. Задачи исследования. 1.Апробация и совершенствование обновленного содержания образования с учетом школьного компонента. 2.Использование и обновление эффективных методик и технологий, призванных сохранять психологическую комфортность и здоровье младших школьников, развивать креативность их мышления и развития; пополнение методической копилки. 3.Оттачивание и совершенствование педагогического мастерства в личностно-ориентированном подходе к воспитательно-образовательному процессу. 4.Ведение постоянного мониторинга составляющих ОЭР. 5.Создание учебной среды, направленной на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, на основе внедрения проектных технологий.
VIII. Основные этапы исследования. I.Диагностико-адаптационный гг. II. Организационно-практический, апробация промежуточных результатов гг. III. Обобщающе-внедренческий гг.
Промежуточные этапы работы. Первый этап. Выбор двух учебно-методических комплектов Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» и А.А. Плешакова «Школа России», нетрадиционных курсов, входящих в школьный компонент учебного плана, ранжирование их по параллелям. Создание образовательной среды и «Школы психологического здоровья». Оборудование воспитывающего пространства. Созданы: 1)Зал Патриотической Славы. 2)Краеведческий клуб «Городоша». 3)Школа юного пешехода. 4)Эколого-валеологический зал. 5)Игровая комната. 4. Оформлен методический кабинет. 5. Положено начало диагностике и мониторингу воспитательно- образовательного процесса. 6. Отбор наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, точечный и пальчиковый самомассаж, зрительная и общеукрепляющая гимнастики. 7. Успешное участие в конкурсе «Учитель года».
Промежуточные этапы работы. Второй этап. 1. Городской практический семинар «Особенности работы по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» на базе МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова: подготовка, проведение. 2. Семинары – практикумы для учителей и заместителей директора начальной школы: 1)«Инновационные процессы и интеграция педагогики в начальном звене образования»: подготовка и проведение. 2)«Ярмарка методических находок». 3)«Проектная экологическая деятельность младших школьников». 4)«Музейные уроки в системе интеграции педагогики». 3. Презентация инновационных процессов и здоровьесберегающих технологий на областном форуме «Модернизация образования».
4. Создана авторская программа по краеведению для младших школьников. Автор И.В. Трегубова – учитель начальных классов, директор школьного музея, лауреат городского конкурса «Учитель года 2001», «Учитель года 2007». 5.Диагностика промежуточной работы (Солопова А.А. Диагностика состояния здоровья учащихся). 6. Создана творческая группа учителей: 1)Хавронина А.А. 2)Кузьмина О.А. 3)Солопова А.А. 4)Антонова О.Б. 5)Роганова Л.В. 7. Обобщается опыт работы учителей-«виноградовцев»: Горбатовой Т.И., Лутовиновой Л.Н., Киреевой И.И., Рогановой Л.В., Солоповой А.А.
Промежуточные этапы работы. Третий этап. В стадии разработки: 1.Программа «Школы психологического здоровья». Педагог-психолог Корсакова Ж.Н. 2. Программа по этикету и толерантности. Руководитель МО учителей начальных классов Хавронина А.А. 3. Комплексная разработка логопедического эксперимента «Система коррекционной работы». Учитель-логопед Ледовских О.В. 4. Индивидуальная программа по экономике. Учитель начальных классов Хавронина А.А. 5. Программа по изотруду. Учитель ИЗО Мартынова В.И. 6. Эколого-валеологическое воспитание и обучение младших школьников. Учителя начальных классов Роганова Л.В. и Солопова А.А. 7. Экономическая игра «Путешествие с Гномом Экономом». Авторы учителя начальных классов Хавронина А.А. и Кузьмина О.А. 8. Мониторинг здоровья учащихся 1 – 4 классов. 9. Диагностика воспитательно-образовательного процесса в начальном звене МОУ СОШ 3 им.А.И. Данилова.
Программа преемственности «Детский сад – начальная школа – основная школа» Задачи программы: 1.Обеспечение содержательной и методической преемственности. 2.Совершенствование работы групп раннего развития. 3.Создание условий взаимодействия воспитателей детских садов и педагогов 1 и 2 ступеней школы: а) Взаимное посещение занятий в детском саду и уроков в МОУ СОШ 3; б) Взаимное посещение уроков учителями 4 – 5 классов. 4. Диагностика обучающихся 1 – 4 классов. 5. Успешное решение педагогических задач на этапе адаптации обучающихся к работе в новых образовательных условиях.
Диагностика уровня школьной зрелости уч. год
Результаты психодиагностического исследования готовности к обучению в среднем звене. Определение степени овладения логическими операциями мышления уч. год Цель: оценка особенностей вербально-логического мышления.
Определение степени овладения логическими операциями мышления уч. год
Результаты диагностики уровня школьной мотивации в 3 «Б» классе. Кл. рук. Кузьмина О.А «Высокий» уровень школьной мотивации – 9 (41%) уч-ся. Хорошая школьная мотивация – 9 (41%) уч-ся. Положительное отношение к школе (неучебный уровень) – 3 (14%) уч-ся. «Низкий» уровень школьной мотивации – 1 (5%) уч-ся.
Уровень воспитанности по параллелям и классам школы 1 ступени МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова – 2007 уч.г. (%)
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 2 «В» КЛАССА. ( в %) 2005 – 2006 уч. год. Классный руководитель: СОЛОПОВА А.А.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 3 «В» КЛАССА. ( в %) 2006 – 2007 уч. год. Классный руководитель: СОЛОПОВА А.А.
Примечание. В результате применения здоровьесберегающих технологий, по сравнению с 2005 – 2006 уч.годом, уменьшилось количество часто болеющих детей и детей с отклонениями в опорно-двигательной системе (нарушение осанки). Ильина Мария из категории ЧБД перешла в категорию детей с заболеваниями верхних дыхательных путей (поставлен диагноз: «бронхиальная астма»). Горобец Виктории, в связи с нарушением семейного климата, поставлен диагноз «ВСД». В семье Горлищева Игоря аморальный образ жизни ведет мама. Переживания мальчика привели к появлению у него невроподобного синдрома. Осталось прежним количество детей с нарушениями зрения, но появился ребенок с диагнозом «гастрит». Три человека поступили в школу с диагнозом «логоневроз». В настоящее время, в результате регулярных занятий с логопедом, у двоих отмечены положительные результаты. У третьего, Гатовкина Александра, в связи со смертью отца, отмечено некоторое ухудшение (сильное заикание). Занятия с ним продолжаются.
Задачи третьего этапа. Выявление актуальных проблем образования, требующих нетрадиционных подходов в их решении. Создание банка данных педагогических идей. Создание инновационного творческого объединения. Изучение и распространение передового опыта. Стимулирование и поощрение деятельности педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Создание проблемной группы по изучению и внедрению новых технологий с целью повышения педагогического мастерства: 1) Введение элементов проектной деятельности. 2) Внедрение информационных технологий. 3) Музейной педагогики. Систематизирование здоровьесберегающих технологий в интегрированной «Школе здоровья» (социальная, психологическая, медицинская службы).
По пути инноваций МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова г. Уварово
Инновационные курсы: Экология и валеология. Краеведение и народоведение. Экономика. Этикет и толерантность. Риторика. Изотруд. Ритмика. Иностранный язык.
В начальном звене средней школы 3 им. А.И.Данилова наряду с традиционными предметами 3-й год ведутся инновационные курсы. Учебно-воспитательный процесс обеспечен индивидуальными программами по экономике
краеведению
этикету и толерантности
изотруду
Двумя учебно-методическими комплектами: «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)
«Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков)
Экология и валеология
Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная).
Традиционные экологические недели проходят в начале цветущей весны на берегу реки Вороны, на лесных полянах или в экологическом зале.
Младшие школьники с большим интересом и желанием участвуют в сохранении нашего общего экологического дома. Путешествуют с Экотопиком по лесным станциям и улицам города Уварово. Выпускают устные журналы и газеты, листовки в защиту природы и здорового образа жизни.
Краеведение и народоведение
Тесно связаны с экологией краеведение и народоведение. Авторская программа по краеведению для младших школьников разработана заведующей школьным музеем, лауреатом городского конкурса «Учитель года 2001», «Учитель года 2007» педагогом начальной школы Трегубовой И.В.
Понятие малой Родины есть в любом из языков мира и означает место, где человек может укрыться от любой беды, где живёт его семья. Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это музейные уроки, интересные встречи в краеведческом клубе «Городоша», праздники, экскурсии в зале Патриотической Славы.
Красной нитью пролегло в программе воспитание патриотического чувства к Родине, к боевым подвигам земляков. Уроки мужества, смотр песни и строя, мероприятия, посвящённые 60-летию Великой Победы, 370-летию г. Тамбова, 40-летию г.Уварово оставили в сердцах детей неизгладимый след.
Русские традиции, историю Руси, фольклор познают учащиеся на уроках народоведения. Ряд открытых уроков провела Антонова О.Б. по теме «Авдотья Плющиха», «Покров-батюшка». Баженова Т.В. провела праздники «Широкая Масленица», «Колесо истории», «Моя родословная».
Учительская семья Баженовых в течение многих лет предана любимому занятию – краеведению и водному туризму.
Экономика
Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей.
Чтобы умел делать выбор Представлял назначение денег Понимал из чего складывается бюджет семьи и школы Что такое цена товара и от чего она зависит Как создаётся богатство и каковы его источники В увлекательной форме учащиеся рассматривают понятия «товар», «услуга».
Третьеклассники уже различают понятие личной, общественной и государственной собственности, как осуществляется управление домашним и школьным хозяйством.
Учителя Хавронина А.А., Кузьмина О.А., Солопова А.А. вынесли такую серьёзную дисциплину за рамки уроков: они ведут познавательную экономическую игру «Путешествие с Гномом Экономом», проникающую в каждый уголок детского коллектива.
Этикет
Правила и нормы поведения человека в обществе не надуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.
Социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства, они становятся полезной привычкой.
Толерантность
Наша реальность – неблагоприятная и нестабильная социально- экономическая обстановка в стране, межнациональные конфликты, вынужденная миграция является настолько стрессогенной, что опосредованно, через родителей, в зону риска попадает 30-35% школьников. Оказание помощи такому количеству детей в рамках школьной психологической службы невозможно. Поэтому остро стоит проблема создания программ, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья.
Социальный педагог Чурилова С.А. Логопед Ледовских О.В. Психолог Корсакова Ж.Н. Школа психологического здоровья и занятия по толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивой, социально- адаптированной, успешно самореализующейся.
Риторика
Коммуникабельные техногии учебного курса «Риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской тесно связаны с литературным чтением, этикетом, окружающим миром, развитием речи.
Риторика формирует информационную культуру младшего школьника, создаёт условия для обучения на высоком эстетическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции.
Для активизации процесса обучения и воспитания, используются различные методические приёмы и методы: рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и другие, которые включают детей в конкретное обучающее действо.
Изотруд
Младшие школьники заинтересованы уроками изотруда и рисования Мартыновой В.И. и Хаврониной А.А. Это и поделки из соломки, из глины, мягкая игрушка и папье-маше.
Ученица Дякина Наташа из 4 «Г» класса заняла первое место в номинации «Свободный взгляд и оригинальное воплощение идеи» на областном конкурсе поделок. Её одноклассница Хирова Наташа удостоена Грамоты лауреата Всероссийского конкурса «Верь в себя и свои силы».
Ритмика и хореография
Ритмика и хореография - это здоровье и пластика, спорт и танец, высокое искусство. Руководят инновациями Бовкун Т.А., Филиппова Е.Б., Хавронина А.А., Румянцева Г.Н.
Наши воспитанники из группы «Элегия» неоднократно занимали призовые места на областных и российских смотрах юных талантов.
Иностранный язык
Знание иностранного языка поможет детям лучше ориентироваться в динамично изменяющемся мире с ярко выраженными интеграционными процессами во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Преподаватели иностранных языков Чернова В.М., Спицына С.А., Латышова О.Г., Лысова Т.Н., Сатина С.А. дали ряд открытых уроков по сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок», «День рождения Винни Пуха», заочное путешествие по Лондону.
Здоровье- сберегающие технологии
Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса – условие развития творческого потенциала учащихся
Педагогический коллектив нашей школы работает над темой деятельности «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса – условие развития творческого потенциала учащихся» и призван обеспечить ведущую роль здоровьесберегающих принципов организации учебно-воспитательного процесса в школе. Каждый 35-минутный урок в начальных классах предваряет пятиминутка здоровья Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Зрительная гимнастика Пальчиковый и точечный самомассаж Упражнения на релаксацию Общеукрепляющая зарядка
Медицинские работники, социально-психологический центр в тесном контакте с педагогами ведут мониторинг состояния психологического и физического здоровья младших школьников, подключая к работе узких специалистов: офтальмолога Деева Сергея Борисовича, психоневролога Антонову Любовь Александровну, заведующую детской консультацией Травкину Татьяну Петровну.
Результаты инновационной деятельности
Комбинированные, тематические и интегрированные уроки органично соединяют в себе традиционные и инновационные предметы. Психолого-педагогические исследования, мониторинг результативности обучения, анкетирование родителей и учащихся показывают положительное влияние инноваций на учебно-воспитательный процесс в школе. Ежедневные минут здоровьесберегающих технологий способствуют укреплению здоровья детей. Инновационная работа, интеграция педагогики способствуют созданию благоприятного микроклимата в начальной школе, развитию интеллектуального потенциала и креативности мышления младших школьников. В течение трёх лет начальная школа работает без второгодников. Качество обучения – 75 %.
Диаграммы уровней умственного развития Средний балл выполнения заданий 3А 3В
Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Чтение
Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Русский язык
Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Математика
Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Окружающий мир
Уровень воспитанности