Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
« В массе своей учитель учит так, как ему подсказывает учебник» И.Я.Лернер
Работа посвящена одной из важнейших проблем в образовании – проблеме обучения учащихся пониманию учебного текста. Одним из путей решения проблемы является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе различных методов и приемов работы с текстом и внетекстовым компонентом учебника. В этих условиях задача учителя состоит в обучении приемам обработки информации, заложенной в тексте и внетекстовом материале учебника, их дальнейшем развитии на основе индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
К особенностям учебников географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Данная структура содержания предполагает организацию познавательной деятельности учащихся как с различными видами готового текста (учебным, справочным, публицистическим, научно-популярным), так и с текстовыми интерпретациями таблиц, диаграмм, схем, тематических карт. Содержание и методический аппарат учебников позволяет организовать работу с текстом как на отдельных этапах урока: проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, закрепление изученного материала, так и во время проведения уроков разных типов и форм: урок изучения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок- практикум, урок-лекция и т.д.
География России/Хозяйство и географические регионы. Под редакцией А.И.Алексеева.М.Дрофа 2006г.; География России/Хозяйство и географические регионы. Под редакцией А.И.Алексеева.М.Дрофа 2006г.; Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский.М.Просвещение 2005г. Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский.М.Просвещение 2005г.
Особенность учебников географии Информация Основной текст Основной текст Дополнительный текст Дополнительный текст Пояснительный текст Пояснительный текст Вопросы и задания Вопросы и задания Тематические карты Тематические карты Статистические таблицы Статистические таблицы Диаграммы Диаграммы Схемы Схемы Иллюстрации Иллюстрации Фотографии Фотографии Форзац учебника Форзац учебника
Работа с текстом при изучении нового материала. География 9 класс «Понятие хозяйства. Его структура» I этап - Работа до чтения с заголовком параграфа Метод – беседа, выявляющая значение слов «хозяйство», «экономика». II этап – Работа с текстом. Метод – и зучающее чтение текста, постановка вопросов, составление схем. III этап – Работа после чтения. Метод – ответы на вопросы, применение знаний в новой ситуации.
Выборочное чтение текста при изучении нового материала Работа с учебником при выполнении практикумов Пользуясь текстом учебника Пользуясь текстом учебника ( География, 10 класс), книгой для чтения «Географическая картина мира»), нанесите на к/к центры происхождения с/х культур, упомянутых в учебнике. В легенде карты отразите структуру растениеводства.
Выборочное чтение текста при изучении нового материала На основе чтения текста учебника составьте карту рекреационных ресурсов Северного Кавказа; составьте схему АПК Северного Кавказа. нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ –самый многонациональный район России); нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ –самый многонациональный район России); проиллюстрируйте примерами из текста тезис: «Для населения Центральной России издавна были характерны разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности)». проиллюстрируйте примерами из текста тезис: «Для населения Центральной России издавна были характерны разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности)».
Выборочное чтение текста при закреплении материала Составление тестов, в основе которых лежат характеристики - описания из текста учебника: Определите, о каком районе идет речь: «Один из старейших районов РФ, район – локомотив, база индустриализации страны»
Выборочное чтение текста при закреплении материала составление таблиц обобщающего, сравнительного характера (специфика населения районов, природных ресурсов…); составление таблиц обобщающего, сравнительного характера (специфика населения районов, природных ресурсов…); составление схем, раскрывающих содержание текста; составление схем, раскрывающих содержание текста;
Выборочное чтение текста при закреплении материала структурирование текста параграфа «Металлургия» с целью представления материала в виде электронной презентации по темам: структурирование текста параграфа «Металлургия» с целью представления материала в виде электронной презентации по темам: структура отрасли; структура отрасли; высокая концентрация производств; высокая концентрация производств; технологические связи с другими отраслями; технологические связи с другими отраслями;
Тексты, составленные учащимися Комплексная географическая характеристика страны на основе использования текста и внетекстовых компонентов: Комплексная географическая характеристика страны на основе использования текста и внетекстовых компонентов: 1. Используя текст (Общая характеристика Европы), таблицы и диаграммы, карты, типовой план,составить комплексную характеристику страны. 2. Представление работы классу, обсуждение. 3. Сравнение работы с эталоном и ее корректировка. 4. Создание итогового варианта работы.
Тексты, составленные учащимися Составление цивилизационных характеристик: Портрет европейца, американца… Портрет европейца, американца… (возраст, образование, религия, социальный статус ….); Сравнительный портрет (американца и европейца, жителей разных регионов Азии и т.д.) Сравнительный портрет (американца и европейца, жителей разных регионов Азии и т.д.)
Тексты, составленные учащимися Тексты, составленные учащимися 1. Текстовые интерпретации содержания таблиц, схем, диаграмм, карт. 2. Анализ таблиц, схем, диаграмм, карт. (инструктивные карточки)
Умения, развивающиеся и формирующиеся в процессе работы с различными видами текста: составлять простой и сложный план, плановый и тезисный конспект; пересказывать; составлять простой и сложный план, плановый и тезисный конспект; пересказывать; «свертывать информацию», составлять графический конспект в виде схемы, таблицы; «свертывать информацию», составлять графический конспект в виде схемы, таблицы; выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание; выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание; формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их; устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их; находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий; находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий; составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста; составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста; создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте; создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте; расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников. расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников.