«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое» А.Е.Ферсман Авторы: Антипова Наталия Валерьевна, учитель географии, Семьянинова Тамара Альбертовна, учитель географии МОУ СОШ 8 г. Рассказово Тема учебного проекта: «Погода и климат Тамбовской области» Учебные предметы: географическое краеведение, география Участники: учащиеся 6 классов Творческое название: «Ледниковый апокалипсис»
Основополагающий вопрос: Ждет ли нас новый ледниковый период? Проблемные вопросы: Потепление. Миф или реальность? Каков он? Климат города Рассказово.
Гипотеза: Если человечество в XXI веке живет в эпоху потепления, то ледниковый период уже близко
Аннотация проекта Проблема изменения климата – одна из житейских проблем, волнующих всё человечество. С одной стороны суровая зима 2006 года без оттепелей и аномально теплая ; с другой стороны аномальная жара летом, ранняя весна с долгой теплой осенью со всеми вытекающими последствиями. Как вы уже знаете, за последние 100 лет температура повысилась на 0,74 градуса и может подняться еще на 1,8-4градуса, а число опасных гидрометеорологических явлений с каждым годом увеличивается на 6%. Из проекта Вы узнаете: Как изменился климат в городе Рассказово за последние десятилетия; Кто виновен: человек или законы развития Вселенной в капризах погоды. Какие изменения климата следует ожидать человечеству в XXI веке?
Дидактическая цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и метеорологического прогнозирования, развитие географического мышления, навыков работы в команде, овладение умениями решать задачи, требующие учета географической ситуации. Методические задачи: сформировать представление о климате Земли как о совокупности постоянно меняющихся режимов погоды; выявить причины и последствия изменения температуры воздуха в городе Рассказово за последнее десятилетие; приобретение навыков работы со статистическими материалами и публичных выступлений с результатами своего исследования.
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 1 урок, 10 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 10 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 1 урок, 5 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 1урок, 15 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 1 урок, 5 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 2 урок, 10 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2 урок, 30 минут. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 3 урок. Защита полученных результатов и выводов – 4урок.
Проблемы самостоятельных исследований: «Изменяется ли климат в городе Рассказово?»; «Каковы причины и последствия потепления климата?» «Ожидать ли человечеству нового ледникового периода?» Результаты предоставления исследований: презентация Буклет1 Буклет2 Веб-сайт Дидактический материал: Статистические данные температуры Тест
Информационные ресурсы Учебное пособие «Географическое краеведение». 6-й класс/ Под ред. Н.И.Дудника. Тамбов, издательство «Юлис», Атлас Тамбовской области, Фиона Уотт, Френсис Уилсон. Природа и климат. Энциклопедия окружающего мира. – М.: РОСМЕН, 1997 Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов.М.: Аспект- Пресс,1995. Адреса в сети Интернет - Всемирная метеорологическая организация - сайт газеты «Комсомольская правда» – IPCC, центр распространения данных об изменениях климата