Моделирование как метод познания
План изучения нового материала 1.Понятие объекта 2.Свойства и параметры объекта 3.Действия объекта 4.Среда объекта
Понятие объекта Объект – некоторая часть окружающей среды, рассматриваемая человеком как единое целоеОбъект – некоторая часть окружающей среды, рассматриваемая человеком как единое целое
Виды объектов 1Материальныекнига 2Одушевлённыекот 3Энергетическиепесня 4Информационныетекст
Параметры объекта Параметр – признак или величина, характеризующая какое-либо свойство предмета и принимающая различные значения. Параметр – признак или величина, характеризующая какое-либо свойство предмета и принимающая различные значения. 1.Название объекта 2.Размеры объекта 3.Цвет объекта 4.Назначение объекта 5.Содержание объекта
Объект книга 1Название 1.Учебник «Информатика» 2.Автор: Н.В. Макарова 2Размеры 1.Размеры страницы 21* Количество страниц: 500 3Цвет Смесь цветов: жёлтый, синий, зелёный, красный. 4Назначение Для изучения информатики 5Содержание или жанр Учебная
Объект Кот 1Название Кличка и порода 2Размеры Высота, длина, вес 3ЦветОкрас 4Назначение Ловит мышей 5СодержаниеЖивотное
Объект Песня 1Название Название, композитор, поэт 2Размеры Длительность звучания 3Исполнитель От N сек до N мин 4Назначение Возрастной контингент 5СодержаниеЖанр Виды жанров: 1Патриотическая4Классика 2Лирическая5Рок 3Романс6Поп
Действия объекта У каждого объекта свой определённый круг действий.У каждого объекта свой определённый круг действий. Не важно сам объект совершает действия или над ним их совершают.Не важно сам объект совершает действия или над ним их совершают. Объект(состояние1) Объект (состояние 2) ДействиеДействие
Действия объектов Объект Имя объекта Действия КнигаЧитать Перелистывать страницы СобакаЛаять Сторожить дом ТекстНабиратьРедактировать Карандаш Рисовать – создавать изображение МячПодпрыгивать
Процессы Процесс - последовательная смена состояний объекта как результат некоторых воздействий.Процесс - последовательная смена состояний объекта как результат некоторых воздействий. Примеры: изготовление скульптуры из камня, движение автомобиля, приготовление пищи.Примеры: изготовление скульптуры из камня, движение автомобиля, приготовление пищи. Информационные процессы – процессы, связанные с обработкой информации.Информационные процессы – процессы, связанные с обработкой информации. Процессы характеризуются свойствами и параметрами.Процессы характеризуются свойствами и параметрами.
Параметры процессов ПроцессПараметр Заполнение бассейна водой Количество воды за единицу времени Вытачивание токарем деталей Количество деталей за час Продажа товаров Количество проданного товара
Среда объекта Среда – условия существования объектаСреда – условия существования объектаОбъектИмяСредаКувшинка Пресные водоёмы Лебедь Побережья пресных водоёмов
Представление о модели объекта
План изучения нового материала 1.Понятие модели. 2.Какие бывают модели. 3.Роль информации при создании модели 4.Информационная модель объекта 5.Формы информационных моделей
Понятие модели Модель – упрощённые представления объектов.Модель – упрощённые представления объектов. Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом.Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом. Модели могут отражать некоторые характеристики объекта – свойства, действия, среду.Модели могут отражать некоторые характеристики объекта – свойства, действия, среду.
Объекты и их модели Исходный объект Модель Что отображается в модели СвойстваДействияСреда Медведь Плюшевый мишка Внешний облик Автомобиль Игрушечная машинка Внешний вид Перемещение под действием вращения колёс Пингвин Объёмная композиция в музее Внешний облик Антаркти ческий пейзаж
Определение модели Модель – аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.Модель – аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале.Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале. Разнообразие моделей определяется разнообразием целей, поставленных при их создании.Разнообразие моделей определяется разнообразием целей, поставленных при их создании.
Цель создания детских игрушек – познание окружающего мира.Цель создания детских игрушек – познание окружающего мира.
Поступив в школу, вы изучаете на уроках разнообразные объекты с помощью их моделей.Поступив в школу, вы изучаете на уроках разнообразные объекты с помощью их моделей. 1География 2Биология 3Астрономия
Виды моделей Модель МатериальныеНематериальные Информационные
Материальные объекты Передаёт свойства и действия реального объектаПередаёт свойства и действия реального объекта
Нематериальные, абстрактные объекты Математическая формула, чертёж, таблица, текст и.т.д.Математическая формула, чертёж, таблица, текст и.т.д.
Информационная модель объекта Это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.Это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта. При построении информационной модели сначала следует задаться целью, а затем отобрать необходимую информацию.При построении информационной модели сначала следует задаться целью, а затем отобрать необходимую информацию.
Формы представления информационных моделей В виде жестов или сигналов;В виде жестов или сигналов; Устная, словесная;Устная, словесная; Символьная (текст, числа, спец. Символы)Символьная (текст, числа, спец. Символы) Графическая;Графическая; Табличная.Табличная.
Эскиз, рисунок, чертёж
Табличное представление информационной модели дискеты. Цель: изучение носителей информацииЦель: изучение носителей информации Объект Параметры ДействияСреда Название Возможные значения ДискетаРазмер5,25,3,5 Вставлять в CD- ROM Записывать, считывать, хранить информацию Компьютер, дисковод Объём1,44Мб ФирмаSONY
Значение информационных моделей Полученные на уроках в школе знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые отражают информационную картину окружающего вас мира.Полученные на уроках в школе знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые отражают информационную картину окружающего вас мира. Уроки истории - ?Уроки истории - ? Уроки астрономии - ?Уроки астрономии - ? Уроки географии - ?Уроки географии - ?
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделейМоделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей