Формы и организация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
«Образование это то, что остаётся, когда всё забыто» японская поговорка
Познавательная деятельность – это процесс при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить три этапа: любопытство (ситуативный интерес), любознательность (неустойчивый интерес) устойчивый познавательный интерес
Основная цель работы учителя по активизации познава - тельной деятельности учащихся – развитие их творческих способнос - тей
Типы уроков, активизирующие познавательную активность вводные уроки; уроки изучения нового материала; комбинированные уроки; уроки формирования способов самостоятельного добывания знаний; уроки проверки, контроля и коррекции; уроки повторения изученного материала; обобщающие уроки.
Урок- конференция Урок - путешествие Урок обобщающего повторения «Счастливый случай» Урок-КВН Урок – суд Урок- семинар Урок - игра
Приёмы и методы практические работы самостоятельная работа создание «ситуации интереса» частично-поисковые задания создание проблемной ситуации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ К ПРЕДМЕТУ Использовать всестороннее воздействие средств искусства; Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся; Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы; Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других; Рекомендовать дополнительную литературу;
Средства обучения, которые способствуют развитию самостоятельной познавательной активности Учебник Карты - (виды работ с картой: чтение, анализ, сопоставление карт различного содержания, создание моделей новых карт); Картосхемы, профили; Таблицы; Диаграммы; Графики; Схемы (это запись рассуждений в краткой форме, позволяет развивать умение выделять главное на общем фоне); Видеофильмы, телепередачи
Использование ИКТ на уроках географии – как средство повышения познавательной активности повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе
Проектный метод обучения практико-ориентированный проект исследовательский проект информационный проект ролевой проект творческий проект
Педагогических технологии Зашумленная тема Перевертыш Лови ошибку Осколки Словолов Случайность Парная мозговая атака Разбивка на кластеры (блоки идей) Знаем, хотим узнать, узнаем и др.
Домашнее задание Три уровня домашнего задания обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем. тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу. творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.