Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи». Автор презентации: Ширяева Н.В. учитель биологии, высшей квалификационной категории, лицея 32 г.Белгорода
Задачи урока Раскрыть особенности строения кожи, её функции, их взаимосвязь; углубить знания о гигиене кожи. Раскрыть особенности строения кожи, её функции, их взаимосвязь; углубить знания о гигиене кожи. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес к предмету; Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес к предмету; Осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся, воспитывать сознательное отношение к здоровью. Воспитывать культуру труда. Осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся, воспитывать сознательное отношение к здоровью. Воспитывать культуру труда. Оборудование: Оборудование: рельефная таблица «Кожа человека», кинофильм «Уход за кожей», презентация по теме «Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи», рабочая тетрадь по биологии.
Основное содержание урока 1.Функции кожи. 2.Строение кожи. 3.Гигиенические правила ухода за кожей.
Кожа – является скорлупообразной оболочкой…созданной природой с величайшей точностью, в связи с этим кожа и является наиболее подходящим предметом изучения для каждого… У. Хогарт
Знаете ли вы… …что поверхность кожи человека в среднем составляет около двух квадратных метров. Для расчёта поверхности кожи применяют формулу: Кожа – самый тяжёлый орган человеческого тела. Кожа взрослого человека весит в среднем 2,7 кг.
Кожа – внешний покров организма человека. Она соприкасается с крайне изменчивой внешней средой. Проблемный вопрос Какова её роль в сохранении постоянства внутренне среды организма? Зачем человеку нужна кожа?
Задания для самостоятельной работы учащихся Прочитайте § 39, перечислите функции которые выполняет кожа. Ответ запишите в рабочей тетради, задание 155.
Функции кожи ЗащитнаяВыделительная Дыхательная (газообмен) Рецепторная (чувствительность) Участие в теплорегуляции Участие в обменных процессах
Задания для самостоятельной работы учащихся 1.Прочтите в учебнике §39 текст об особенностях строения кожи и ответьте на вопросы: а) какое строение имеет кожа? а) какое строение имеет кожа? б) какие ткани имеет кожа? б) какие ткани имеет кожа? 2.В рабочей тетради выполните задание Ответьте на вопрос: - Какое строение имеет кожа?
Строение кожи человека 1.Эпидермис 2.Дерма (собственно кожа): –потовые железы –волосяные луковицы –рецепторы кожной чувствительности –сальные железы –кровеносные сосуды –лимфатические сосуды 3.Подкожная клетчатка (гиподерма)
Кожа (вертикальный разрез): Кожа (вертикальный разрез): 1 стержень волоса; 2 потовая пора; 3 выводной проток потовой железы; 4 мышцы, поднимающие волосы; 5 сальная железа; 6 корень волоса; 7 луковица волоса; 8 сосочек волоса; 9 сумка волоса (фолликул); 10 потовая железа
Кожу образуют ткани 1.Эпидермис – многослойный эпителий. 2.Собственно кожа (дерма) – плотная волокнистая соединительная ткань. 3.Подкожная клетчатка – рыхлая соединительная ткань (жировая).
Красивые чистые волосы всегда в моде
Строение волоса Корень Стержень Находится в волосяной сумке, лежащей в дерме, к нему подходят кровеносные сосуды и нервы. Сообщения учащихся.
Ногти – роговые образования, развивающиеся из эпидермиса. Они растут в течение всей жизни.
Сообщение «О чём могут рассказать ногти»
Сообщение «Родимые пятна, родинки и бородавки».
Работа по группам (самонаблюдение) Опыт по изучению строения и функции кожи. Задание Рассмотрите строение ногтя. Ответьте на вопросы: а) С какой стороны ноготь растет? б) Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет? в) Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая? г) Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний? д) Почему нельзя грызть ногти и заусеницы? Задание Рассмотрите под лупой тыльную сторону поверхности руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры. 2. Установите куда ведут отверстия из которых выходят стержни волос.
Задание Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез. 2. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? Задание Рассмотрите под лупой узоры на подушечках пальцев. 2. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. 3. Для доказательства используйте винт с мелкой нарезкой. 4. Ответьте на вопросы: а) Какое отношение имеют капиллярные линии, расположенные на подушечках пальцев, к высокой чувствительности кожи, которая наблюдается в этих местах? б) Какое преимущество в борьбе за существование дала высокая чувствительность пальцев предкам человека?
Задание Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица (лоб, нос, виски, подбородок, щеки). 2.Разверните салфетку и рассмотрите получившиеся отпечаток. На участках, соприкасавшихся с жирной кожей, остаются следы. 3. Результаты наблюдений занесите в таблицу. 4. Жирную или сухую кожу надо чаще мыть? Участки лицаОттенок цвета салфеткиТип кожи (сухая, нормальная, жирная) Лоб Нос Виски Подбородок Щеки Задание Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения? 2. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?
Кожа – зеркало здоровья Упругая, гладкая кожа (здоровый организм); Упругая, гладкая кожа (здоровый организм); Вялая, отёчная, бледная (болезнь, возраст); Вялая, отёчная, бледная (болезнь, возраст); Кожа с желтушной окраской (при заболевании печени); Кожа с желтушной окраской (при заболевании печени); Отёчная, с синюшной окраской (при нарушениях деятельности сердца); Отёчная, с синюшной окраской (при нарушениях деятельности сердца); Кожа с сероватой землянистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях). Кожа с сероватой землянистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях).
Уход за кожей Гигиена кожи: 1.Правильное питание. 2.Гигиенические процедуры. 3.Уход за волосами и ногтями. 4.Гигиенические требования к одежде.
Подумай и ответь! Какова роль кожи в сохранении постоянства внутренней среды организма? Зачем человеку нужна кожа?
1. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. Почему? 2. Идя по улице города, мы встречаем массу людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос? 3. Поэт В. Маяковский написал: «Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и гладкость кожи». Прав ли он? Актуально ли это высказывание 4. Для русского человека баня не просто гигиеническое средство. Какой смысл заключен в пословице: «Помылся, как вновь народился»? 5. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом». Почему? 6. Объясните, почему испуг вызывает усиленное потоотделение; почему при чувстве стыда кожа лица краснеет, при страхе – бледнеет? 7. От чего зависит цвет кожи?
Тест по теме «Кожа» I вариант 1. Потовые железы кожи расположены в: а) собственно коже; б) эпидермис; в) подкожной клетчатке; 2. При понижении температуры сосуды кожи: а) расширяются; б) сужаются; в) не изменяются; 3. В коже вырабатывается витамин: а) В; б) Д; в) А; 4. Рецепторы кожной чувствительности находятся в: а) дерме; б) эпидерме; в) в подкожной жировой клетчатке; 5. К производным эпидермиса кожи относятся: а) ногти; б) молочные железы; в) сальные железы; 6. Сальные железы кожи расположены в: а) собственно коже (дерме); б) эпидермисе; в) подкожной жировой клетчатке; 7. Что придает коже эластичность? а) дерма; б) эпидермис; в) подкожная клетчатка; г) дерма и эпидермис. II вариант 1. Выделение пота с поверхности кожи у человека: а) понижает температуру тела; б) повышает температуру тела; в) не влияет на температуру тела; 2. Меланин в коже защищает организм человека от воздействия: а) низких и высоких температур; б) ультрафиолетовых лучей; в) инфракрасных лучей; 3. В дерме расположены: а) кровеносные и лимфатические сосуды и окончания нервных волокон; б) потовые, сальные железы, волосяные сумки; в) пучки гладких мышц; 4. Кожа участвует в обмене витамина: а) А; б) В; в) Д; 5. Волосяные сумки кожи расположены в: а) эпидерме; б) подкожной жировой клетчатке; в) собственно коже (дерме); 6. Наибольшее число в коже составляют рецепторы: а) тактильные; б) холодовые; в) тепловые; 7. Из какой ткани образована дерма? а) эпителиальной; б) жировой; в) соединительной; г) мышечной.
Оцените свое личное отношение к пройденной теме по шкале: а) отличное; б) хорошее; в) удовлетворительное; г) отрицательное.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ 1.§ Вопросы. 3.Задание в рабочей тетради 157