11 Разработка современных образовательных технологий ИКТ как инструмент реализации парадигмы деятельностного развития – важнейшей особенности ФГОС Т.И.Галишникова, О.Б.Логинова, издательство «Просвещение», Москва, 27 сент. 2011
2 Использование потенциала ИКТ для поддержки деятельности учителя и учащихся по достижению требований ФГОС к личностным, мета- предметным и предметным результатам Основные средства в руках учителя – учебное задание и учебная ситуация Поддержка средствами ИКТ всех классов решаемых учебных задач путем разработки моделей учебных заданий с использованием ИКТ воспроизводимых образцов инновационных практик (методических сценариев) Основная идея проекта
3 1.Разработка типологии и моделей учебных заданий и учебных ситуаций с использова- нием ИКТ и ЭОР в начальной и основной школе 2.Определение ключевых тем занятий для разработки методических сценариев 3.Разработка сценариев организации учебной деятельности 4.Проведение апробации разработанных материалов Задачи первого этапа
4 4. Свободный развернутый ответ/обоснование Основные результаты: типология и модели Базовая ИКТ-модель Тип уч. задания Класс учебных задач Создание м/м объектов как цель и рез-т деятельности Работа с м/м объектами, инструментами ИКТ как средство решения учебной задачи Использование готовых м/м объектов (без их преобразования) 1. Выбор ответа/ объекта 2. Установление соответствия 3. Исследование модели/ преобразование объекта «Конструктор» учебных заданий 5. Решение проблемы: действие в ситуации неопределенности
5 Разработано и подготовлено для апробации более 700 сценариев для 1 – 6 классов Выбор тематики сценариев обусловлен необходимостью приоритетной поддержки – парадигмы деятельностного развития путем демонстрации «воспроизводимых» в массовой школе образцов инновационных практик, используемых на этапе первичного ознакомления и «смыслообразования» для формирования ориентировочной основы учебных действий для организации учебных ситуаций для формирования способности к самоорганизации и саморегуляции для формирования способности решения проблем – «западающих» направлений в работе учителя: реализации внутришкольного мониторинга динамики формирования ключевых метапредметных и предметных навыков, системообразующих понятий и т.д. изучение традиционно трудных для освоения темы формирование новых методических подходов, обусловленных использованием ИКТ Основные результаты: методические сценарии
6 Спасибо за внимание!
7 ПРИЛОЖЕНИЯ
8 Требования ФГОС, Россия (классы учебных задач) Навыки 21 го века, междуна- родные исследования (SITES, ITL) Освоение знаний: а) обнаружение смыслов; б) отработка и закрепление; в) изучение объектов; г) выявление связей и отношение (классы 1 -4) Ценностно-смысловые установки(класс 5) Личностный смысл учения и рефлексия (класс 6) Самоорганизация и саморегуляция (класс 7) Самостоятельное планирование и мониторинг своей деятельности Сотрудничество (класс 8)Сотрудничество Коммуникация (класс 9)Коммуникация Самостоятельное приобретение знаний (класс 10) Самостоятельное приобретение знаний Решение проблем (класс 11)Решение проблем Использование ИКТ для обучения Россия и международный контекст
9 Решение проблем: кодировка задания М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Ценностно-смысловые установки. Свободный ответ