ЭКСПЕРТИЗА АНАЛОГОВ ВИРТУАЛЬНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дозоров В.А., учитель физики МГЛ при МаГУ, профессора кафедры физики МаГУ
l Эффективность применения информационных технологий в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру обучающего процесса. l В каждом конкретном случае учителю приходится самостоятельно определять цель применения средств ИКТ, тех или иных ЦОР в соответствии с темой занятия, объективной необходимостью применения соответствующей методики, сложностью излагаемого материала.
l В каждом конкретном случае учителю приходится самостоятельно определять цель применения средств информационных технологий, тех или иных цифровых образовательных ресурсов в соответствии с темой занятия, объективной необходимостью применения соответствующей методики, сложностью излагаемого материала.
l Например l для успешной подготовки и проведения лабораторных занятий по физике в условиях ИКТ–насыщенной предметной среды учитель физики должен знать назначение мультимедийного оборудования, его возможности для оптимального обеспечения процедуры обучения, сбора и обработки информации при выполнении виртуального лабораторного практикума.
l При этом учитель должен уметь оценивать методические возможности виртуального лабораторного эксперимента, свободно владеть инструментами виртуальной среды обучения: работать с мультимедийными средами, использовать учебно- методические комплексы электронных средств поддержки обучения, телекоммуникационные и WEB- технологии.
l Лабораторный практикум является важной составной частью обучения физике. l Цели лабораторного практикума: l углубить знание теоретического материала l познакомить с методиками измерения различных величин l изучить работу различных приборов l научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных l развить конкретные навыки лабораторной работы
l Виртуальные работы-тренажёры не могут, конечно, в полном объёме заменить реальный лабораторный практикум, не дают полного представления о реальных приборах, используемых для проведения опытов. l Однако, как и реальные лабораторные практикумы, виртуальные лабораторные работы также имеют целью соединение теории и экспериментальных навыков, например, в формате фронтальных, индивидуальных лабораторных исследований в классе, или в условиях дистанционного обучения.
l Широкий спектр предлагаемых сегодня лабораторных практикумов потребовал анализа этих аналогов, у которых есть свои плюсы и минусы, методические находки и неизбежные в такой работе недостатки. В конечном итоге каждый учитель решает для себя сам, как, в какой форме, в каком сочетании и какими средствами проводить лабораторные практикумы по физике. l Однако, обмен опытом – всегда полезен!
n В учебнике Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. «Физика-11» приводится перечень лабораторных работ, рекомендуемых к выполнению: n 1: Наблюдение действия магнитного поля на ток n 2: Изучение явления электромагнитной индукции n 3: Определение g при помощи маятника n 4: Измерение n стекла n 5: Определение D и F собирающей линзы n 6: Измерение длины световой волны n 7: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
n На сайте internet-school.ru предлагаются для выполнения в 11-м классе следующие работы по физике: n 1.Измерение коэффициента преломления n 2.Изучение явления ЭМИ n 3.Измерение длины световой волны n 4.Законы фотоэффекта n 5.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления ИТ n 6.Изучение колебаний груза на пружине n 7.Изучение свободных ЭМ колебаний n 8.Определение F тонкой линзы n 9.Изучение последовательного и параллельного соединений проводников n 10.Электрические свойства полупроводников
n Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике», виртуальная физическая лаборатория, 11 класс - тематически перекликаются с обозначенными выше: 11 класс - тематически перекликаются с обозначенными выше:
n Виртуальные лабораторные практикумы, предлагаемые ИДО Томского государствен-ного университета также тематически перекликаются с обозначенными выше: