План лекции «Здоровьесберегающие образовательные технологии» 1. Состояние здоровья школьников России. 2. Причины школьных болезней детей. 3. Понятие «здоровьесберегающая образовательная технология». 4. Классификация образовательных технологий. 5. Стратегии работы школы по здоровьесбережению. 6. Принципы здоровьесберегающей педагогики. 7. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса. 8. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Понятие «здоровье» Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (в соответствии с Уставом ВОЗ); Здоровье – совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность; «Здоровье – не все, Но, все без здоровья – ничто» (Сократ).
Состояние здоровья школьников России Число практически здоровых детей, пришедших в школу около 12-15%. Число здоровых выпускников около 5%. С 1 по 8 классы число здоровых детей снижается в 4 раза. Возрастает число детей: - с близорукостью с 3 до 30%, - с нарушениями опорно-двигательного аппарата в-2,6 раза, - с аллергическими болезнями в 3 раза, - с заболеваниями крови в 2,5 раза, - с нервными болезнями в 2 раза (Н.К. Смирнов).
Состояние здоровья школьников России У десятиклассников наиболее распространены: 1. кариес (40,1% подростков), 2. нарушения опорно-двигательного аппарата (28,8%), 3. снижение остроты зрения (23,3%), 4. заболевания эндокринной системы (патология щитовидной железы и другие (23,3%), 5. болезни сердечно-сосудистой системы (16%), 6. заболевания ЛОР-органов (15,7%.), 7. функциональные нарушения пищеварения (14,4%), 8. болезни органов дыхания (12,2%.), 9. аллергические заболевания (10,8%), 10. нарушения нервной системы (10,0%) (М.М. Безруких, В.Д. Сонькина).
Причины (факторы) болезней школьников: 1. Причины, не связанные со школой; 2. Внутришкольные причины (факторы). 1.Причины, не связанные со школой: - Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья; - «Забалтывание» проблемы здоровья; - Сужение понятия здоровья; - Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов; - Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов (электромагнитные поля, средства массовой информации, реклама – агрессия – стресс); - Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения; - Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, школьников (политика государства в вопросах сохранения здоровья населения. Медицинское обслуживание); - Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
2. Внутришкольные причины (факторы) Гигиенические условия и факторы: - Шум; - Освещенность; - Воздушная среда; - Размер помещений, кубатура; - Дизайн, цвет стен (видео экологические факторы); - Используемые строй материалы, краска; - Мебель; - Видеоэкранные средства –компьютеры,телевизоры; - Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; - Качество питьевой воды; - Экологическое состояние прилегающей к школе территории; - Состояние сантехнического оборудования.
2. Внутришкольные причины (факторы): - Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы); - Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя).
Современные подходы к определению понятия «здоровьесберегающая образовательная технология» - это - Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики; - Один из самых актуальных образовательных подходов; - Совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья (способствующих сохранению здоровья); - Качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. ЗОТ качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Шаги приобщения учителей к здоровьесберегающей педагогике: осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся; поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы; овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями.
Причины заботы учителя о здоровье детей: 1. Взрослые всегда несут ответственность за все, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. 2. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся в стенах образовательных учреждений желательных и нежелательных осуществляется именно педагогами. 3. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Классификация образовательных технологий Первая группа – это технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов (чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т.д.). Вторая группа – это здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики.. Третья группа (самая многочисленная) - все остальные педагогические технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Стратегии работы школы по здоровьесбережению: Стратегия вынужденных мер. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы: Медицинская модель предполагает максимального наполнения школы медицинскими технологиями диагностики, поддержания и укрепления здоровья (фитобары, комнаты горного воздуха, физиотерапевтические кабинеты и др.); Психолого-педагогическая модель основана на приоритете психолого- педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики.
Принципы здоровьесберегающей педагогики: Принцип не нанесения вреда. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Принцип триединого представления о здоровье. Принцип непрерывности и преемственности. Принцип субъектно-субъектного взаимодействия с учащимися. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Приоритет позитивных воздействий над негативными. Приоритет активных методов обучения. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Принцип отсроченного результата. Принцип контроля за результатами.
Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урокаУровни гигиенической рациональности урока РациональныйНедостаточно рациональный Нерациональный 1Плотность урокаНе менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% 2Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин11-15 минБолее 15 мин 4Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через минСмена через мин 5Число видов преподавания Не менее 321 6Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через минНе чередуются
7Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-31Нет 8Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9Чередование позыПоза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем 10ФизкультминуткиДве за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствуют 11Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее чем через 40 мин Не ранее чем через мин Менее чем через 30 мин