(с) 2006 Олег Шишкин 1 Синтез цвета в полиграфии Каф. ТПП
(с) 2006 Олег Шишкин 2 Общие сведения о цвете Свет (световое излучение) – электромагнитные колебания определенных длин волн, воздействие которых вызывает зрительное ощущение. Световые излучения бывают: монохроматическими и сложными. Монохроматические излучения – имеют один цвет и не могут быть разложены на боле простые составляющие
(с) 2006 Олег Шишкин 3 СПЕКТР Спектр видимого света состоит из монохроматических излучений в диапазоне длины волн примерно от 400 до 700 нм В спектре располагается непрерывный ряд цветов от красного до фиолетового
(с) 2006 Олег Шишкин 4 Основные понятия о цвете Сложное цветовое излучение – смеси излучений различных длин волн (солнце, иск. источники света) Цвет характеризуется: Цветовым тоном (зеленый, красный и т.д.) Насыщенностью (выражает интенсивность цветового тона) Светлотой (характеризует яркость) Цвета, имеющие цветовой тон называются ХРОМАТИЧЕСКИМИ. Цвета без цветового тона называются АХРОМАТИЧЕСКИМИ (белый и все оттенки серого)
(с) 2006 Олег Шишкин 5 Теория трехцветового зрения Изображение предмета отбрасывается хрусталиком на сетчатку глаза. Сетчатка состоит из окончаний нервных волокон, идущих от зрительного центра головного мозга. «Палочки» и «Колбочки» «Палочки» – различают количество световых потоков – светлоту «Колбочки» – ощущают цвет. ТРИ ГРУППЫ КОЛБОЧЕК ПО ЦВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ: Чувствительны к КРАСНОЙ ЗОНЕ спектра Чувствительны к ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ спектра Чувствительны к СИНЕЙ ЗОНЕ спектра Отраженное от предметов излучение «возбуждает» эти три типа колбочек
(с) 2006 Олег Шишкин 6 Окраска освещенных предметов определяется спектральным составом падающего на предмет и отраженным от него (или пропущенным им) излучением, попадающим в глаз наблюдателя.
(с) 2006 Олег Шишкин 7
(с) 2006 Олег Шишкин 8 СИНТЕЗ ЦВЕТОВ СУБТРАКТИВНЫЙ От лат. – SUBTRAGERE – вычитать Основан на «вычитании» из падающего белого цвета монохроматических излучений, кот. поглощаются окрашенными слоями Основные цвета: ЖЕЛТЫЙ, ПУРПУРНЫЙ и ГОЛУБОЙ. Их смешением можно получить все другие цвета АДДИТИВНЫЙ От лат. – Additio – сложение Основан на смешении (суммировании) различных цветов излучений Основные излучения: КРАСНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ и СИНИЕ.
(с) 2006 Олег Шишкин 9 Варианты аддитивного синтеза Сложение излучений вне глаза Например, проецированием на одно и то же место белого экрана двух или трех основных излучений Пространственное смешение Основано на ограниченной разрешающей способности глаза Последовательное смешение Образование различных цветов при быстрой смене излучений вне глаза благодаря инертности зрения.
(с) 2006 Олег Шишкин 10 Синтез цвета в растровом изображении На многокрасочных оттисках растровые элементы отдельных красок располагаются различно по отношению друг к другу Если растр. элементы находятся рядом друг с другом – АДДИТИВНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ (рис. А) Если присутствует частичное или полное их наложение – дополнительно происходит СУБТРАКТИВНЫЙ СИНТЕЗ (рис. Б) Заданные цвета и оттенки образуются не только цветом красок, но и относительной площадью растровых элементов для каждой краски Рис. АРис. Б
(с) 2006 Олег Шишкин 11 СПАСИБОЧКИ ЗА ВНИМАНИЕ!