Разработка рабочих программ по физике Шахматова Валентина Васильевна, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО Челябинск,
Разработка рабочих программ Основание Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от г «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» Шахматова В.В. 2
компетенции образовательного учреждения «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (далее - рабочая программа). В соответствии со статьей 32 п.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» Шахматова В.В. 3
общеобразовательным учреждением определяется структура порядок согласования и утверждения рабочей программы закрепляется локальным актом, внесенным в перечень локальных актов Устава общеобразовательного учреждения Шахматова В.В. 4
5 Примерная программа (для ступени обучения 7-9 класс, класс С учетом уровня обучения) Рабочая программа 1 вариант – для ступени обучения 2 вариант – для параллели Авторская программа (для ступени обучения 7-9 класс, класс) Шахматова В.В. 5
6 Примерная структура рабочей программы 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 3.Календарно-тематический план 4.Перечень компонентов учебно-методического комплекса 5.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу 6.Характеристика контрольно-измерительных материалов 7.Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно- измерительные материалы и др.) Шахматова В.В. 6
Пояснительная записка к рабочей программе наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно- методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения и пр.) обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента Шахматова В.В. 7
Структура рабочей программы является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета (например, реализации практической части федерального компонента государственной образовательного стандарта) Шахматова В.В. 8
Пример определение количества часов на изучение разделов курса физики в основной школе Кол-во часов в примерной программе Кол-во часов в авторской программе Кол-во часов в рабочей программе 7 класс 8 класс 9 класс Физика и физические методы изучения природы 6 Механические явления 57 Тепловые явления 33 Электрические и магнитные явления 30 Электромагнитные колебания и волны 40 Квантовые явления 23 резерв21 итого Шахматова В.В. 9 В соответствии с ОБУП
Электромагнитные колебания и волны (40 час) Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Шахматова В.В. 10 пример
Тема «Световые явления» Элементы содержания образования Перышкин, 8 класс (11 часов) Громов, 9 класс (13 часов) Прямолинейное распространение света §62§ 29,30 Отражение света. Закон отражения света § 63§ 31 Плоское зеркало § 64§ 32 Преломление света § 65 закон§ 33 Линза Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы § 66§ 34 Формула линзы Глаз как оптическая система §5 и 6 для доп. чтения §37 Оптические приборы (проекционный аппарат, фотоаппарат) §36 фото аппарат Шахматова В.В. 11 пример
Лабораторные работы и опыты по теме «световые явления» Наличие инструкции в учебнике Изучение явления распространения света (Г,П) Исследование зависимости угла отражения от угла падения света Изучение свойств изображения в плоском зеркале (Г) Исследование зависимости угла преломления от угла падения света Измерение фокусного расстояния собирающей линзы (Г) Получение изображений с помощью собирающей линзы (Г,П) Шахматова В.В. 12
Лабораторные работы и опыты по теме « Электромагнитные колебания и волны» Изучение явления электромагнитной индукции Изучение принципа действия трансформатора Наблюдение явления дисперсии света наличие инструкции в учебниках оборудования Шахматова В.В. 13
Перечень компонентов учебно-методического комплекса Учебно-методический комплект (Программа, учебник, сборник задач и заданий, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и т.д.) Демонстрационное оборудование Лабораторное оборудование Дидактические пособия Методические пособия Пособия для проверки уровня усвоения сформированности знаний Хрестоматии, справочники, энциклопедии Шахматова В.В.
При составлении планирование учитывать (включать) Номер урока (двойной) Дата проведения урока Тема урока Материал учебника и сборника задач (Д.з) Демонстрации Лабораторные работы и опыты Контроль сформированности знаний и умений ( контрольные работы, самостоятельные) Национально-региональный компонент Шахматова В.В.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу выделять по классам, если рабочая программа разработана для ступени обучения по темам Варианты отдельный столбик в тематическом планировании после каждой темы Основа описания требований - требования к уровню подготовки выпускников 16 Шахматова В.В.
Приглашаем учителей физики на семинар «Методологические основы разработки рабочих программ учебных предметов (физика, биология) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» Контакты: Шахматова Валентина Васильевна 8(351)