Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Advertisements

Лекция 3 Основные этапы, логика построения ученического исследования Синькова Наталья Валентиновна Учитель английского языка МОСШ 1.
Подготовка к участию в конкурсе исследовательских работ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Тема: Организация научно- исследовательской деятельности учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Транксрипт:

Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов: П роблема выбора и формулировки темы исследования

- П остановка проблемы (формулировка темы), - И зучение теории, связанной с выбранной темой, - В ыдвижение гипотезы исследования, - П одбор методик и практическое овладение ими, - С бор собственного материала, анализ и обобщение, собственные выводы, оформление и представление выполненной работы. О сновные этапы работы, характерные для исследования в научной сфере:

Трудности основных этапов работы над исследованием для учащихся 5-6 кл. Не владеют методологией Проведение исследования, обработка результатов 7. Списывание, заимствование чужих текстов Теоретическое основание 6. Рефлексия относительно целей Формулировка результатов, выводов 8. Не владеют методологией Поиск и предложение методов и способов решения проблемы 5. Сложность понимания в силу возраста (11-12 лет) Выдвижение гипотез 4. Разграничение понятий «цель» и «задача» Постановка целей и задач 3. - Постановка слишком широкой темы; - формулировка в вопросительной форме; - не отражены объект и предмет. Формулировка темы исследования 2. Учет актуальности проблематики Выявлении проблемы – вопроса, требующего решения 1. ТрудностьЭтап (Примеры) Формулировка темы исследования 2.- Постановка слишком широкой темы; - Формулировка в вопросительной форме; -Не отражены объект и предмет; -Проблематика не достаточно актуальна; - Не реализуема в имеющихся условиях.

В ыявление проблемы и постановка темы работы - Определение объектной области и объекта исследования; - Выделение предмета исследования; - Выявление проблемы и обоснование ее актуальности; - Формулировка темы. Объектная область исследования - это сфера, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может со­ ответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д. Объект исследования - это определенный процесс или явление, по­ рождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны. Предмет исследования и определяет тему работы. Актуальность темы - обосновать почему именно она и именно в настоящее время является важной.

Совместный выбор темы исследования Учет интересов ребенка Актуальность Оригинальность Доступность

ТемаКла ссПредложен- ная тема Собствен- ная тема Сформулиро ванная совместно Выполнение работы 1. Нововведения Петра 1 в сфере культуры и быта (2004) Африка: взаимосвязь человека и природы(2004) Абхазия: страна, которой нет на карте(2004) Исследования влияния ресурсов сети Интернет на политическую культуру гимназистов (2005) Борьба со снегом и наледью в условиях мегаполиса (2005) Методические рекомендации для разработки школьного сайта (основанные на предпочтениях гимназистов) (2006) 6 +++

Обще количество заявленных учащимися 5-6 классов к исследованию тем работ (за 2004/2005, 2005/2006, 2006/2007 уч.годы)

По самостоятельно выбранным темам 5 из 7 исследователей, самостоятельно сформулировавших тему, успешно завершили свою работу

По темам, предложенным руководителем 8 из 11 работ по темам, которые были предложены руководителями, были «заброшены» на каком-либо из этапов исследования. Только 3 работы от общего числа по предложенным «сверху» темам были успешно завершены.

По темам, сформулированным совместно Все работы, темы которых были выработаны совместно ребенком и научным руководителем, доведены до конца и отмечены на каком либо из этапов оценки (конкурс, конференция и т.пр.)

Алгоритм постановки проблемы и выбора темы исследования для учащихся 5-6 классов 1. В индивидуальной беседе выясняется круг интересов и предпочтений ребенка (объектная область). 2. Совместно с руководителем проводится поиск более узкой проблемы в сфере, обозначенной самим учащимся. Выделяются объект и предмет исследования. 3. Формулируется предварительная тема, которая в ходе работы может корректироваться в зависимости от уточнения объекта и предмета исследования. 4. От выбранной темы может зависеть и тип работы – проект или исследование. Учет индивидуальных особенностей учащегося 5-6 класса: научное исследование предполагает соответствующее оформление результатов такой работы. Не каждый ученик справится с текстовой частью. Проектная деятельность часто предполагает более свободную форму представления.

Т рансформация темы на первом этапе работы над исследованием Предложенная для исследования тема – «Роль ресурсов сети Интернет в изучении истории» После теоретического анализа материалов – «Исследование использования ресурсов сети Интернет в учебной деятельности гимназистов» Производная тема (по проблемам, выявленным в ходе первого исследования): «Проблема использования ресурсов сети Интернет при изучении школьного курса истории» Автор – Мария Зюзюкова 5 класс

Рекомендации по организации процесса совместного выбора темы исследования (проекта) для ученика 5-6 кл. 1. Тема должна представлять интерес для учащегося. 2. Проблема должна быть актуальна. 3. Тема должна содержать элемент оригинальности. 4. Тема должны быть реализуема в имеющихся условиях. Доступность темы должна быть обусловлена возрастными особенностями детей.

Проблема выбора темы Фауна Австралии Мир будущего Древний Рим