От чего зависит высота звука? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…» Авторы: группа учеников 9 класса «А»
Повестка дня: Ответить на вопрос: Кто в полёте быстрее машет крыльями: шмель или комар ?
Гипотеза: А как я узнаю, кто летит комар или шмель, если я их не вижу. Я их слышу ! ! ! Они издают звуки разной высоты.
Выясним, как частота колебаний зависит от высоты звука.
Эксперимент 1 Выполним следующие действия: Прижмём к столу металлическую линейку и приведем её в колебательное движение, обратим внимание на высоту звука и частоту колебаний линейки. Увеличим (или уменьшим) длину колеблющийся части линейки, повторим опыт. Сравним высоту звука и частоту колебаний с результатами предыдущего опыта.
Результат эксперимента: Чем больше частота колебаний линейки, тем выше звук, издаваемый ею. Длина линейки,см Частота колебаний,Гц 0,30,50,9
Ответ на вопрос, стоящий на повестке дня: Так как комар издаёт звук более высокий, то стало быть машет он крыльями быстрее. За 1 секунду комар делает на взмахов больше, чем шмель. Маши, шмель, маши!
Эксперимент 2 Вливая струю воды в высокий цилиндрический сосуд, проследить как изменяется высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда.
Результат эксперимента: Чем больше воды становилось в сосуде, тем ниже высота тона прослушиваемого звука. Кроме того, если струйка воды тонкая, то когда сосуд заполняется полностью, звук совсем исчезает.
Величины, характеризующие слуховые ощущения человека: Высота звука зависит от частоты колебаний Громкость звука зависит от амплитуды звуковых колебаний
Чем мы пользовались: 1. Учебник физики 9класса, авторы Перышкин А.В., Гутник Е.М. 2. Внеклассная работа по физике, под ред. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина 3. Металлическая линейка, высокий сосуд 4. Кассета с записями звуков, мелодий 5.