УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Роль и функция детали в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Основные понятия: Основные понятия: Деталь,стиль Деталь,стиль Деталь-элемент в системе образов Деталь-элемент в системе образов Активность детали Активность детали Сюжетообразующая роль детали Сюжетообразующая роль детали
Деталь Самую малую единицу предметного мира произведения традиционно называют художественной деталь, что хорошо согласуется с этимологией слова:»деталь» (фр.detail) – «мелкая составная часть чего- либо (напр. Машины)» ;»подробность», «частность»; во французском языке одно из значений- «мелочь», «розничная, мелочная торговля»; ср.detailler – «разрезать на куски», «Продать в розницу»; также детализировать». Самую малую единицу предметного мира произведения традиционно называют художественной деталь, что хорошо согласуется с этимологией слова:»деталь» (фр.detail) – «мелкая составная часть чего- либо (напр. Машины)» ;»подробность», «частность»; во французском языке одно из значений- «мелочь», «розничная, мелочная торговля»; ср.detailler – «разрезать на куски», «Продать в розницу»; также детализировать».
Классификация деталей А.Б. Есин в классификации деталей выделяет детали внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания и подразделяются на портретные, пейзажные и вещные, а психологические – изображают внутренний мир человека. А.Б. Есин в классификации деталей выделяет детали внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания и подразделяются на портретные, пейзажные и вещные, а психологические – изображают внутренний мир человека.
Детали Внешние ПортретныеПейзажныеВещные Психологические
Деталь - это стиль А.Б. Есин обращает внимание на условность такого деления: «Внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные Душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя».То, какие детали будет использовать тот или иной автор во многом зависит от его индивидуального стиля. Е.С. Добин сказал : «У истинного художника деталь - не украшение, деталь созвучна с темой, со всем строем вещи. Деталь радует и отчетливой печатью Индивидуальности писателя, с идеей произведения. Перефразируя известное изречение Бюффона: «Стиль – это человек», можно сказать: «Деталь – это стиль».
Стиль В связи с этим раскроем понятие «стиль», опираясь на концепцию А.Б. Есина. Термин стиль (гр.stylos – палочка для письма на восковой дощечке) используется в разных науках – лингвистике, искусствознании, эстетике, литературоведении – в разных значениях, которые к тому же исторически изменчивы. До середины XVII в. Слово «стиль» использовалось прежде всего для характеристики выразительно – изобразительных особенностей речи (теория «трех стилей» и прю). Для современного понимания литературно – художественного стиля существенно следующие: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения. Итак, можно дать такое самое общее определение стиля: это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание.
Цели исследования Выявить идейно- художественную функцию детали в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».Охарактеризовать особенности стиля писателя, проявившиеся в использовании детали. Выявить идейно- художественную функцию детали в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».Охарактеризовать особенности стиля писателя, проявившиеся в использовании детали.