«Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР» Из опыта работы учителя начальных классов Арестовой Л.И.
В.Сухомлинский писал,что истоки способностей и дарований детей –на кончиках пальцев.
–М–М–М–Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Формирование письменных навыков -знакомство с линиями ; -знакомство с линиями ; -письмо палочек симметрично -письмо палочек симметрично вертикальным косым линиям в тетради; вертикальным косым линиям в тетради; -письмо зигзагообразных, зубчатых линий; -письмо зигзагообразных, зубчатых линий; -рисование орнамента с -рисование орнамента с помощью волнистых линий и петель; помощью волнистых линий и петель; -рисование по контуру предметов -рисование по контуру предметов и их раскраска; и их раскраска; -штриховка контуров фруктов, -штриховка контуров фруктов, ягод,геометрических фигур. ягод,геометрических фигур. -письмо элементов строчных -письмо элементов строчных и заглавных букв. и заглавных букв.
Психолог и логопед оказывают помощь в подборе практического материала по проведению пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки. Игровой самомассаж используется в виде различных массажных приёмов : -поглаживание; -поглаживание; -растирание; -растирание; -разминание; -разминание; -вибрация -вибрация Содержание массажного приёма, т.е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике сюжета. Содержание массажного приёма, т.е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике сюжета.
«Раз, два, три, четыре, пять». «Вышли пальчики гулять». Этот пальчик самый сильный. Самый толстый и большой. Этот пальчик для того … Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный… И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный… Он избалованный самый. -А мизинчик хоть и мал… Очень ловок и удал. Игры с пальчиками сопровождаются стишками Игры с пальчиками сопровождаются стишками
Различные виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1)игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 1)игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2)специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук; 2)специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук; 3)игры и действия с игрушками и предметами; 3)игры и действия с игрушками и предметами; 4)изобразительную деятельность : лепку из пластилина и солёного теста, раскрашивание картинок,обведение контуров,штриховку,рисование карандашами,красками,разнообразную работу с ножницами,поделки из природного материала и т.д. 4)изобразительную деятельность : лепку из пластилина и солёного теста, раскрашивание картинок,обведение контуров,штриховку,рисование карандашами,красками,разнообразную работу с ножницами,поделки из природного материала и т.д.
Развитие мелкой моторики на кружковых занятиях Развитие мелкой моторики на кружковых занятиях
Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью всего учебно-воспитательного процесса : учителя, воспитателей, психолога, логопеда. И только тогда она приносит положительные результаты и оказывает благотворное воздействие на развитие детей с ЗПР.