ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО - ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ПО УЧЕБНИКАМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( ФСУ )
Актуальность проекта В условиях совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ
С апреля 2005 года в Российской Федерации действует новый порядок экспертизы учебников, ориентированной на вовлечение в этот процесс таких ведущих научных центров, как РАН и РАО в качестве экспертных организаций. Привлекаются и другие образовательные и научные организации, референтные в научно - педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ
Рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно - общественных моделей управления образованием, обуславливает необходимость более широкого вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность контроля за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения.
Важна информация о регламентах экспертизы учебников, отбираемых для включения в федеральный перечень ; о ходе и результатах осуществляемой экспертизы ; о потребности педагогов - практиков, ученых, родительской общественности участвовать в обсуждении и оценивании учебников, рекомендованных к использованию ; о создании механизмов рейтинга учебников, доступных для общественности
с 2005 года был осуществлен ряд мероприятий, в числе которых отмечается создание специализированного сайта Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации, в рамках которого нашла отражение информация, необходимая для деятельности экспертных организаций, позволяющая заинтересованной общественности ориентироваться в правовом поле, определяющем ход экспертизы учебников и их использование в школах РФ Однако на созданном сайте осуществлялось, преимущественно, организационно - технологическое сопровождение активности педагогической общественности. Не предусмотрено интерактивное взаимодействие субъектов, имеющих отношение к процедурам подготовки учебников, экспертов, педагогической общественности, обеспечиваемое компетентным модерированием со стороны специалистов, способных обеспечить содержательное, направленное обсуждение учебников и учебно - методических материалов.
Понимание, что требуются специальные усилия, механизмы, которые бы обеспечили широкомасштабное участие педагогов - практиков в обсуждении учебников, рекомендуемых для включения в федеральный перечень Важна « агентская » сеть, вовлекающая регионы в деятельность по обсуждению, рейтингованию учебников, способствующая формированию активности у педагогов - практиков в области влияния на процессы в сфере обеспечения качества условий образовательных процессов.
В результате для обеспечения эффективного регулирования процессов в сфере отбора учебников и учебного книгоиздания, президиум Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации ( протокол 4 от 18 января 2008 года ) принял решение о создании консультационной группы при ФСУ, которая будет осуществлять предварительное рассмотрение и подготовку предложений для Минобрнауки РФ по вопросам учебного книгоиздания.
Потребность в создании интернет - ресурса с более высоким уровнем потенциала в области интерактивности для объединения общественности вокруг проблематики экспертизы учебников ; в интернет - портале с реализованной системой рейтингования учебников
Необходимость в формировании системы общественно - государственной экспертизы учебников и организационно - методическом сопровождении деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации
Общие понятия Экспертиза в предельно общем понимании обозначает деятельность оценивания какого - либо объекта в соответствии с некоторой мерой обеспечивается наличием объекта экспертизы ( что оценивается ), способов оценивания ( процедуры экспертизы ), в которых существенную роль выполняют субъекты экспертизы, а также исходных оснований оценки ( критериев экспертизы ). Экспертиза устанавливает качество конкретного продукта.
В процедуру экспертизы вовлекаются различные социальные группы, заинтересованные в качестве учебников – от научно - педагогических кадров до родительской общественности. При этом ( когда эксперт как персона, за которой признается высокий профессионализм в оцениваемой области, оценивает объект исходя из собственных представлений об его качестве, без следования каким - либо эксплицированным критериям ), принимать и транслировать качества других моделей экспертизы, то есть создавать интеграционную модель экспертизы.
К факторам, которые в своем интегрированном выражении представляют качество учебника, относятся следующие их группы : - предметное содержание ; - методическое обеспечение ; - курсовая подготовка и методическая поддержка участников образовательного процесса ; - результаты обучения ; - востребованность и степень лояльности участников образовательного процесса.
Предметное содержание соответствие учебника научным представлениям с учетом уровня образовательной программы ; соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта ; принадлежность к завершенной предметной линии.
Методическое обеспечение образовательная программа ( направленность программы не только на формирование предметных ЗУНов, но и на достижение общеучебных и деятельностных способностей ); методические рекомендации, сценарии уроков ; наглядные и дидактические пособия ; система контроля качества обучения ( контрольные и самостоятельные работы, компьютерная диагностика и т. д.); мультимедиа поддержка ( приложения для интерактивной доски, электронные пособия, презентации уроков и т. д.);
Курсовая подготовка и методическая поддержка участников образовательного процесса курсы повышения квалификации учителей ( программы ПК, продолжительность, результаты ПК учителей, кол - во обучаемых в год ) методическая поддержка ( количество и география центров методической поддержки ); консультационная линия ( дистанционные формы методической поддержки ).
Результаты обучения Итоговые предметные результаты по завершении линии ( сравнительные результаты срезовых контрольных работ, относительное количество победителей и участников олимпиад и т. д.); Отсроченные предметные результаты.
Востребованность и степень лояльности участников образовательного процесса общий годовой тираж учебника ; лояльность учителей ( психологическая комфортность, качество курсовой подготовки и методической поддержки, результаты обучения, возможность профессионального развития ); лояльность родителей ; лояльность детей.
Мониторинг эффективности портала СГОЭУ - система непрерывного наблюдения и представления информации для общественного обсуждения, своевременного системного анализа полученных данных, предупреждения негативных тенденций ; направлен на выявление, как непосредственных показателей, относящихся к статистике, используемой для обоснования качества применяемых портальных технологий – числа пользователей, посещаемости портала, числа просмотров страниц, цитируемости портала, объемов трафика на обслуживание портала ; числа повторных транзакций, так и опосредованных, относящихся к образовательным и профессионально - педагогическим эффектам.
Эффекты рост информированности научной, педагогической, родительской общественности, экспертов о деятельности ФСУ, книгоиздающих и экспертных организаций, о разнообразии учебной литературы ; рост уровня вовлеченности и включенности научной, педагогической, родительской общественности в обсуждение качества учебников вследствие мероприятий, проводимых на портале и использования сервисов портала ; рост методической компетентности педагогов, выражающейся в осознанном выборе учебников для использования в преподавании, как результат участия в работе портала и др.
Модель сетевого взаимодействия формирование и развитие модели сетевого взаимодействия обеспечит доступ научной, педагогической общественности, родителей к документам и материалам, регламентирующим экспертизу учебников ; к аналитическим материалам в сфере экспертной деятельности и учебного книгоиздания. сеть, вовлекающая школы, муниципалитеты и регионы в деятельность по обсуждению, рейтингованию учебников, способствует формированию активности у педагогов - практиков в области влияния на процессы в сфере обеспечения качества условий образовательных процессов.
Сеть региональных центров информационной поддержки открытого обсуждения учебников ( РЦИПО ) Создано 11 РЦИПО в 11- ти субъектах РФ, деятельность которых координируется центром, созданным на базе Академии. Центры созданы на инициативной основе при соблюдении обязательной процедуры согласования их открытия с региональными органами управления образованием. Формирование сети РЦИПО обеспечивается общественной экспертизой, организованной на сайте АПК и ППРО. В составе каждого центра работают специалисты ( не менее 3- х ), имеющие опыт тьюторской деятельности, в сфере дистанционного повышения квалификации и сетевого консультирования, модерирования сетевого общения, администрирования интернет - семинаров, интернет - конференций, в области социологических опросов и проведения PR- компаний.
Промежуточные результаты Подготовлены обзоры СМИ и, на их основе, 2 аналитические справки по вопросам экспертизы учебников и формирования федеральных перечней учебников ; осуществлена их публикация на специализированном Интернет - портале. Всего в ходе мониторинга СМИ, согласно принятых регламентов и форматов, было обработано 98 публикаций. Частота публикаций на портале составляла не реже 1 раза в пять дней. На портале отражено анонсирование и обеспечено комментирование анализируемых источников
Осуществлена систематическая и актуально обновляемая публикация на специализированном Интернет - портале отобранных и проаннотированных нормативных и методических материалов, информации по экспертным и книгоиздающим организациям, выпускающим учебники, включенные в федеральные перечни, экспертизе учебников и деятельности ФСУ, как основа для концептуализации и нормирования организационно - методического сопровождения ФСУ для системы общественной экспертизы учебников. В целях развития экспертной компетенции общественности подготовлены специальные методические материалы, к числу которых относятся « Рекомендации методисту по подготовке учителя к экспертизе учебников », « Комментарии : методические рекомендации », « Правила общения в сети в ситуации социального взаимодействия » и др.
Проведен сетевой семинар - совещание, продолжительностью 2 дня, организованный КЦИПО ( АПКиППРО ) для специалистов всех одиннадцати РЦИПО, созданных в проекте. В семинаре приняло участие 137 человек. Сетевой семинар - совещание проведен на основе использования технологии многоточечной видеоконференции (IP- телефонии с видеочатом ) Microsoft Office LiveMeeting при техническом администрировании специалистами АПКиППРО и регламентировался специально разработанной программой. По его итогам разработаны методические рекомендации для специалистов РЦИПО по организации и содержанию деятельности
Проведены двухдневная интернет - конференция « Методическое сопровождение выбора и использования учебника : региональный опыт » и две интернет - консультации « Об организация сетевого взаимодействия педагогической общественности », « Нормативно - правовые аспекты публикации материалов в электронных СМИ, на сайтах и интернет - порталах » для научной, педагогической и родительской общественности, вовлеченных в систему общественно - педагогической экспертизы учебников. Интернет - конференция проводилась в два дня, октября и включала день базовых, пленарных выступлений с использованием технологий видеоконференцсвязи, многоточечной видеоконференции и видеочата, локализованных в информационно - методических средах РЦИПО, « стендовых докладов », выполненных в PowerPoint, и секционный день, с использованием системы интернет - конференции ( форума ) в структуре Интернет - портала.
К участию в конференции была привлечена общественность из 11 субъектов Российской Федерации ; в ней приняли участие около 700 человек Материалы конференции и консультаций заархивированы и размещены на Интернет - портале ОГЭУ, ФСУ
опубликованы на Интернет - портале результаты обсуждения учебников на открытом форуме и круглых столах ( в виде системы рейтингов ). Основанием для подготовки аналитических материалов явились 2042 комментариев рейтингования, подготовленных педагогической и родительской общественностью.