Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Участвовало 342 школы 872 класса, учащихся Подход - комплексный адаптационный ресурсный, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе
показатели готовности первоклассников к обучению в школе; контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся. Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе : Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы) Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми) Дополнительно использовались показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: –здоровье первоклассника, –семья как ресурс школьной успешности ребенка, –цена адаптации.
Получаемые профили Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация)
Профиль учащегося
Профиль готовности первоклассника Познавательная сфера Семья как ресурс адаптации первоклассника 1Тест Рисунок человека13Подготовка к школе в семье 2Тест Графический диктант 14 Установки родителей по отношению к школьному обучению 3Тест Образец и правило 4Тест Первая буква15Условия ребенка для обучения 5Общая успешность в 4-х тестах16Помощь ребенку в обучении 6Навыки чтения, письма, счета17Цена адаптации ребенка к школе Индивидуально-личностные особенности ребенка 18Индивидуальные особенности здоровья 19 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка 7Мотивация 8Усвоение норм поведения в школе20 Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя 9Успешность функционирования в роли ученика21 Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя 10Взаимодействие со сверстниками22Возрастное соответствие массы тела и роста 11Эмоциональная стабильность (нетревожность)23Физкультурная группа 12Эмоциональное благополучие24Группа здоровья
Измерение показателей Показатели с 1 по 19 измерены в Т- баллах Показатели с 20 по 24 в номинальных и порядковых шкалах (экспертная оценка уровня готовности ребенка к школе, возрастное соответствие массы тела и роста, физкультурная группа и группа здоровья)
Обозначения показателей Все показатели нанесены на один график. На графике для показателей, измеренных в Т-баллах, дополнительно к результатам ученика приведены аналогичные данные, соответствующие средним значениям этих показателей по классу. Точки средних значений показателей по классу черного цвета, а точки средних значений показателей по ученику - белого.
Обозначение стандартных отклонений На графике использована 100-балльная шкала со средним значением 50 - выделено жирной линией одно стандартное отклонение – 10 (мелкий пунктир напротив значений 40 и 60), два стандартных отклонения – 20 ( мелкий пунктир напротив значений 30 и 70).
«Статистическая норма» Если значение показателя находится в пределах основной зоны (в пределах 1- го стандартного отклонения), то можно сказать, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса (68%) и условно может считаться «статистической нормой» Если значение показателя находится во 2-й зоне – это означает, что наблюдаются некоторые отклонения от среднего значения по классу, а, значит, данный ребенок по этому показателю отличается от большинства своих одноклассников. Это отличие может быть как в сторону превышения уровня среднего, так и в сторону снижения.
Обозначение показателей с 20 по 24 Оставшиеся показатели представляются (слева – направо) каждый в своей шкале: 3-х балльной уровень готовности к школе (низкий, средний, высокий); возрастное соответствие массы тела и роста (ниже нормы, норма, выше номы); физкультурная группа – освобожден, вспомогательная, основная; 4-х балльной группа здоровья (группа здоровья 1, группа здоровья 2, группа здоровья 3, группа здоровья 4). Далее на графике результаты по этим показателям представляются в виде одного столбика, разделенного на 3 или 4 части в соответствии с полученными процентами выраженности градаций признака в классе.
«Цена адаптации» - интегрированный показатель, показывающий степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу, фиксирующий особенности поведения, которых не было до поступления в школу и позволяющий предупредить перенапряжения и ухудшение здоровья ребенка Цена адаптации: Высокий уровень (5- 14 баллов) Средний уровень (2- 4 балла) Низкий уровень (0-1 баллов)
Профиль класса
–учителями для определения общего уровня развития учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; –родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; –психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником; –администрацией школы, –представителями органов управления образованием разного уровня, специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования. Результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы
Второй этап исследования Мониторинг образовательных достижений первоклассников (в конце учебного года)
Мониторинг образовательных достижений первоклассников (в конце учебного года) Проверочная работа по русскому языку Проверочная работа по математике Проверочная работа по чтению Анкета для учителя Анкета для родителей Карта первоклассника
Апрель-май 2011 г.