О новом подходе к организации психологической службы в учреждениях Университетского округа
Основные трудности в работе школьной психологической службы Трудности в работе школьного психолога Несформированность запроса к школьному психологу со стороны участников образовательного процесса Нет четких критериев эффективности работы психолога в ОУ Большой объем должностных обязанностей Узко направленная специализация педагога-психолога при широте запросов к нему В сетке учебных предметов нет отведенного времени для работы психолога (эпизодичность работы)
Основные цели психологической службы ОУ: Сохранение психологического здоровья учащихся Формирование психологической культуры личности Психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития Психологическое сопровождение учебного процесса
Задачи Изучение причин отклонения развития ребенка и коррекция уже возникших нарушений Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка на всех этапах онтогенеза Создание условий, сохраняющих психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса Психологическая экспертиза учебной деятельности и профессиональной деятельности педагога
Доклад Департамента образования «Образование – стратегический ресурс социального развития города Москвы» (август 2010) Современный учитель должен обладать ключевыми компетенциями и быть способным сформировать надпредметные умения у своих учеников
Учитель «Новой школы» должен владеть обновленным содержанием общекультурной подготовки в области обработки информации, экологической культуры, профессиональной этики, быть готовым работать с разными категориями детей и взрослых, решать задачи социализации и духовно- нравственного воспитания, владеть информационно- коммуникационными, личностно - ориентированными, здоровье сберегающими, проектными и др. технологиями.
Городской круглый стол «Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя для новой школы» (24 августа 2010г, МГППУ) Требования к современному учителю: владение учителем развивающими технологиями при построении образовательного процесса; ориентация учителя, прежде всего, на личностное развитие ребенка; понимание учителем возрастных и личностных особенностей ребенка и умение с ними работать.
Роль школьного психолога (психологической службы) в процессе внедрения новых Федеральных стандартов Важно наладить в образовательном учреждении эффективное взаимодействие психолога и учителя-предметника по формированию и оценки сформированности ключевых у учащихся.
Основные направления деятельности Психологическое сопровождение учебной деятельности Коррекционно-развивающее направление Социально-психологическое сопровождение процесса социализации
ГЭП «Создание модели многопрофильно психологической службы «Школы будущего» Научный руководитель – Рубцов В.В., ректор МГППУ Сроки ГЭП гг Базовые учреждения ГЭП – ЦО 2030, ГОУ СОШ 292 Участники ГЭП – учебно-производственная лаборатория факультета «Психология образования» МГППУ (заведующая – Умняшова И.Б.)
Модель многопрофильной психологической службы ОУ Линейный (возрастной) психолог Отраслевые психологи: -педагогический психолог -клинический психолог -социальный психолог -психолог-консультант - юридический психолог
Роль отраслевых психологов Линейный (возрастной) психолог: мониторинг психологической атмосферы в ОУ; мониторинг психологического здоровья учащихся; выявление факторов неблагополучного развития детей и подростков; проведение просветительских и профилактических занятий, направленных на формирование ценностно-нравственной структуры личности.
Роль отраслевых психологов Педагогический психолог: просвещение педагогов о методах повышения учебной мотивации детей и подростков; обучение педагогов методам диагностики и профилактики школьной неуспешности; повышение мотивации к развитию ценностно-нравственной сферы детей и подростков через учебно-воспитательную деятельность; обучение педагогов методам психологической поддержки и релаксации; проведение психологических тренингов и семинаров с участниками образовательного процесса, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и эффективных методов межличностного взаимодействия.
Роль отраслевых психологов Клинический психолог: проведение психологического обследования детей, имеющих те или иные признаки дизонтогенеза или дезадаптации; консультирование родителей или других законных представителей семьи по проблемам обучения, воспитания и поведения детей с особенностями в развитии, а также по проблемам функционирования семьи; проведение индивидуальной и групповой развивающей и психокоррекционной работы с детьми, имеющими аномальное или проблемное развитие; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание оптимальных условий для психического, соматического и личностного развития ребенка в семье и учреждении
Роль отраслевых психологов Социальный психолог: изучение малых групп, в которые входят дети и подростки (семья, классный коллектив, референтная группа) изучение характера отношений групп с окружающим миром, отношение к образовательному учреждению, событиям в стране и т.д. проведение диагностики уровня социально- психологического развития ученических групп и педагогического коллектива;; проведение социально-психологическую экспертизы образовательной среды (особенности социально- психологического климата)
Роль отраслевых психологов Психолог-консультант: проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на формирование адекватной самооценки, коррекции уровня притязаний, развитие самосознания и самопринятие; проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на формирование национальной идентичности и развитие толерантности; психотерапевтическая поддержка конструктивных детско- родительских отношений; оказание психологической помощи семьям в кризисных и экстренных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.
Роль отраслевых психологов Юридический психолог: оказание психологической, юридической и правовой помощи детям, подросткам и их семьям; психологическая поддержка детей и подростков в сложных жизненных ситуациях; проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на профилактику правонарушений среди детей и подростков; оказание психологической помощи детям, подросткам и их семьям во время прохождения реабилитационных программ.
Психологическое сопровождение учебной деятельности Виды деятельности Консультирование педагогов Просвещение Психологическая экспертиза программ Психологический анализ учебной деятельности Диагностика педагогических способностей Отраслевые специалисты Педагогический психолог Социальный психолог Возрастной психолог
Коррекционно-развивающее направление Виды деятельности Диагностические исследования Коррекционно- развивающие занятия Консультирование Просвещение Профилактика ПМПк Отраслевые специалисты Возрастной психолог Социальный психолог Клинический психолог Юридический психолог Психолог-консультант
Социально-психологическое сопровождение процесса социализации Виды деятельности Диагностические исследования Профилактические занятия Консультирование Просвещение Отраслевые специалисты Возрастной психолог Социальный психолог Клинический психолог Юридический психолог Психолог-консультант Педагогический психолог