Компетентностный подход Формирование информационных компетенций
Проблемы Утрата современным российским образованием приоритетных позиций в качестве образования. Исследования PISA(Programme for International Student Assessment), PIRLS, TIMSS(Trends in Mathematics and Science Study) свидетельствуют: российское образование сегодня не является качественным с точки зрения требований постиндустриального общества и его запросов.
Результаты международного тестирования (PISA) 2000, 2003, 2006 год 2000 г лет – (9-10 класс) лет (3-4 классы) – окончание начальной школы - 15 место 2003 г лет – (9-10 класс) лет – (3-4 классы)- окончание начальной школы – 32 место 2006 г – лет - 37 место
Учащиеся способны решать задания по аналогии. Ниже среднего уровня показатели в области решения нестандартных заданий с изменением условия. Слабые знания показаны при выполнении заданий на понимание текста. Хуже всего справились с заданиями, ориентированными на применение знаний в практической ситуации, оперирования полученными знаниями.
Под «знаниевым» подходом нами понимается распроспространенная массовая практика трансляции готового знания, т.е. информации, сведений. При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный для обучающегося смысл в образовательный процесс.
Результат в традиционном образовании понимается как определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества Результат при компетентностном подходе готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.
Позиция ученика в традиционном образовании подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия
Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Хуторской А.В
Компетентность Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Хуторской А.В
Ключевые компетенции отечественного образования Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); - иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; - владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Критерии для оценки информационной компетенции Поиск информации: 1-й уровень: ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. 2-й уровень: ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта. 3-й уровень: ученик спланировал поиск информации в соответствии с планом работы по проекту. 4-й уровень: ученик самостоятельно и аргументированно принял решение о завершении этапа сбора информации.
Обработка информации 1-й уровень: ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. 2-й уровень: ученик сделал вывод на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент. 3-й уровень: ученик выстроил совокупность аргументов, подтверждающих вывод, в собственной логике. 4-й уровень: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.