Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах К.м.н. Машукова Н.Г. Кафедра детских болезней ММА им. И.М. Сеченова Зав.каф. проф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние табакокурения на психическую сферу В Колумбийском Университете (Нью- Йорк) выявлен новый вредный эффект от курения - беспричинный страх. Тинэйджеры,
Advertisements

Профилактика курения в подростковом возрасте Селин Дима – ученик 8 класса Руководитель – Терехова Т.И.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Выбираем профессию Типичные ошибки при выборе профессии.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
МБОУ Романовская СОШ Выполнила: Рожкова Арина 9-Вкласс. Руководитель: Афанасьева Галина Николаевна. Табакокурение в жизни подростка.
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Автор: Николаева Аня, 9 «б». Актуальность: Современные проблемы подростков в обществе связаны с расхождением их интересов с интересами взрослых и сверстников,
Цель превентивного /профилактического/ обучения: овладение учащимися объективными знаниями, соответствующими возрасту; овладение учащимися объективными.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе:
Папа-школа: воспитание ответственного отцовства Шальман Ксения 3 курс факультета социологии НИУ-ВШЭ (СПб) НУГ "Семья и социальные неравенства"
Цели: - способствовать в образовательной среде условий для формирования у подростков убежденности в выборе здорового образа жизни, вреде табакокурения,
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей. Составила и провела: Белотелова Я. Н., учитель МБОУ НШ 37,
Транксрипт:

Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах К.м.н. Машукова Н.Г. Кафедра детских болезней ММА им. И.М. Сеченова Зав.каф. проф. Геппе Н.А.

Изменение доли курящих и некурящих в популяции летних и летних подростков по данным W.-R. Horn, Ch. Rutishauser (2007) %

Программа «ПАРУС» «Подростки с бронхиальной Астмой» - Астмой» - Российская Российская Универсальная Универсальная Система обучения Система обученияпациентов

Идея проекта «ПАРУС» 24 декабря 2007 года

Этапы проекта «ПАРУС» Тестирование подростков, родителей и врачей в рамках программы «БРАТ» Тестирование подростков, родителей и врачей в рамках программы «БРАТ» Разработка совместно с психологами универсальной системы обучения подростков (групповой, индивидуальный и комбинированный варианты) Разработка совместно с психологами универсальной системы обучения подростков (групповой, индивидуальный и комбинированный варианты) Подготовка специалистов в регионах РФ ( обучение врачей в рамках цикла совершенствования ММА, заочно-очная форма) Подготовка специалистов в регионах РФ ( обучение врачей в рамках цикла совершенствования ММА, заочно-очная форма) Внедрение и оптимизация Внедрение и оптимизация образовательных программ образовательных программ Последующее открытие «ПАРУС-школ» во всех регионах Последующее открытие «ПАРУС-школ» во всех регионах

Подготовка врачей для проведения программы «ПАРУС», Санаторий «Колчаново» 8-13 сентября 2008

Проф. ГЕППЕ Н.А. Открытие цикла подготовки врачей для проекта «ПАРУС» Марфо-Мариинская обитель милосердия, декабрь 2008.

В настоящее время общество в целом очень терпимо относится к курению, данная привычка не порицается (например, курящие друзья не порицаются, это считается их правом и их выбором) В настоящее время общество в целом очень терпимо относится к курению, данная привычка не порицается (например, курящие друзья не порицаются, это считается их правом и их выбором) Российское исследования «БРАТ» (Бронхиальная Астма Тинэйджеров) Отношение к курению подростков

Кампании производителей табачных изделий нацелены на воздействие преимущественно на эмоциональном уровне, с использованием образов/ идей, привлекающих внимание и имеющих ценность именно для подростков Кампании производителей табачных изделий нацелены на воздействие преимущественно на эмоциональном уровне, с использованием образов/ идей, привлекающих внимание и имеющих ценность именно для подростков Существующая информация о вреде курения, являясь абсолютно рациональной Существующая информация о вреде курения, являясь абсолютно рациональной Для курящих не слишком значима, так как выгоды курения перевешивают возможную пользу Для курящих не слишком значима, так как выгоды курения перевешивают возможную пользу Некурящими не воспринимается как абсолютный барьер к курению Некурящими не воспринимается как абсолютный барьер к курению Российское исследования «БРАТ» (Бронхиальная Астма Тинэйджеров) Отношение к курению подростков

Родители достаточно хорошо осведомлены о вреде курения в целом Родители достаточно хорошо осведомлены о вреде курения в целом При этом далеко не всегда родители могут/ считают необходимым мотивировать ребенка к отказу от курения При этом далеко не всегда родители могут/ считают необходимым мотивировать ребенка к отказу от курения Возможные причины: Возможные причины: Не считают запрет на курение принципиальным/ обязательным для соблюдения, полагая, что в небольших количествах это не будет иметь значимых последствий Не считают запрет на курение принципиальным/ обязательным для соблюдения, полагая, что в небольших количествах это не будет иметь значимых последствий «У меня мама знает, что я курю иногда и ничего, говорит только, чтоб не увлекался» Российское исследования «БРАТ» (Бронхиальная Астма Тинэйджеров) Отношение к курению родителей подростков

Родители не имеют достаточно близкого контакта с ребенком Родители не имеют достаточно близкого контакта с ребенком Не всегда осведомлены о том, что ребенок курит Не всегда осведомлены о том, что ребенок курит Даже если и осведомлены, то как правило, ребенок в такой ситуации это скрывает не идет на контакт с родителями, нет возможности повлиять на него Даже если и осведомлены, то как правило, ребенок в такой ситуации это скрывает не идет на контакт с родителями, нет возможности повлиять на него В данной ситуации будет весьма высока роль врача В данной ситуации будет весьма высока роль врача Российское исследования «БРАТ» (Бронхиальная Астма Тинэйджеров) Отношение к курению родителей подростков

Российское исследования «БРАТ» (Бронхиальная Астма Тинэйджеров) ВРАЧИ Далеко не все умеют взаимодействовать с подростками нужны рекомендации по взаимодействию с подростками (ряд врачей сами выражают в этом заинтересованность) Далеко не все умеют взаимодействовать с подростками нужны рекомендации по взаимодействию с подростками (ряд врачей сами выражают в этом заинтересованность) Идеальный вариант – программы семинаров/ тренингов для врачей, разработанные совместно психологами и теми из врачей, которые умеют взаимодействовать и мотивировать подростков Идеальный вариант – программы семинаров/ тренингов для врачей, разработанные совместно психологами и теми из врачей, которые умеют взаимодействовать и мотивировать подростков

Необходимость участия психолога в программе Знание основ возрастной психологии Знание основ возрастной психологии Оценка и Оценка и коррекция собственных коммуниникативных навыков врача Овладение Овладение методами коррекционно- игровых технологий

Глава 9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Важным в организации работы астма-школ является подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и знание основ психологии, в том числе детского и подросткового возраста. Тематические курсы усовершенствования, дающие врачам коммуникативные навыки работы с пациентами, проводимые с участием психологов – оптимальный вариант подготовки специалистов для астма – школ. Важным в организации работы астма-школ является подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и знание основ психологии, в том числе детского и подросткового возраста. Тематические курсы усовершенствования, дающие врачам коммуникативные навыки работы с пациентами, проводимые с участием психологов – оптимальный вариант подготовки специалистов для астма – школ.

Сущность «подросткового кризиса» Это разрыв между физиологическим и социальным взрослением, занимающий как минимум 3-4 года, а подчас и гораздо больше. Это время, когда взрослеющие люди находятся в «промежуточном», маргинальном положении, не принадлежа ни к миру детей, ни к миру взрослых, и активно отстаивают свое «место под Солнцем». К подросткам противопоказано обращаться как к детям, в менторской манере, с авторитарными требованиями и запретами. Это разрыв между физиологическим и социальным взрослением, занимающий как минимум 3-4 года, а подчас и гораздо больше. Это время, когда взрослеющие люди находятся в «промежуточном», маргинальном положении, не принадлежа ни к миру детей, ни к миру взрослых, и активно отстаивают свое «место под Солнцем». К подросткам противопоказано обращаться как к детям, в менторской манере, с авторитарными требованиями и запретами.

Личностное развитие: кризис идентичности В личностной сфере основная проблема, которая встает перед подростками– это осмысление себя и поиск своего глобального места в мире, ответа на вопрос «Кто я»? В психологии это носит название «кризис идентичности», благополучным исходом которого является формирование устойчивой системы представлений о себе и своем месте в мире, а неблагополучным – «потерянность», неопределенность в этих вопросах. В личностной сфере основная проблема, которая встает перед подростками– это осмысление себя и поиск своего глобального места в мире, ответа на вопрос «Кто я»? В психологии это носит название «кризис идентичности», благополучным исходом которого является формирование устойчивой системы представлений о себе и своем месте в мире, а неблагополучным – «потерянность», неопределенность в этих вопросах.

Механизмы поиска идентичности Идентификация – уподобление себя какому-то конкретному персонажу, группе людей или социальной роли. Идентификация – уподобление себя какому-то конкретному персонажу, группе людей или социальной роли. Поведение, направленное на проверку границ дозволенного. Подросток как бы «пробует на прочность» окружающий мир, нарушая принятые запреты, совершая связанные с риском действия (недопустимсоть категоричного запрета курения) Поведение, направленное на проверку границ дозволенного. Подросток как бы «пробует на прочность» окружающий мир, нарушая принятые запреты, совершая связанные с риском действия (недопустимсоть категоричного запрета курения)

Из «открытого письма подростка» (Чего ни в коем случае не стоит делать взрослым в общении с подростками) «Шестое. Не надо нам угрожать. Вы этим не добьетесь ничего, кроме колких мыслей в свой адрес. Не надо говорить: «Будешь пить пиво (курить, ругаться матом, пить воду из-под крана…) я тебя так (вырезано цензурой), что у тебя (вырезано цензурой) будет как (вырезано цензурой)!!!» Ну, или что-то в этом роде. Мы будем протестовать. Мы вообще против всего протестуем. Любим мы это делать. И в знак протеста будем поступать противоположно вашим наставлениям… Вместо того чтобы угрожать, просто как-нибудь ненавязчиво поговорите со своим предметом воспитания, и не запрещайте чего-то категорически, а просто объясните, когда это можно делать, а когда не следует... И он прислушается. Ведь вы ему не угрожаете, да и не запрещаете, вроде, так зачем тогда это делать, против чего выступать? …» «Шестое. Не надо нам угрожать. Вы этим не добьетесь ничего, кроме колких мыслей в свой адрес. Не надо говорить: «Будешь пить пиво (курить, ругаться матом, пить воду из-под крана…) я тебя так (вырезано цензурой), что у тебя (вырезано цензурой) будет как (вырезано цензурой)!!!» Ну, или что-то в этом роде. Мы будем протестовать. Мы вообще против всего протестуем. Любим мы это делать. И в знак протеста будем поступать противоположно вашим наставлениям… Вместо того чтобы угрожать, просто как-нибудь ненавязчиво поговорите со своим предметом воспитания, и не запрещайте чего-то категорически, а просто объясните, когда это можно делать, а когда не следует... И он прислушается. Ведь вы ему не угрожаете, да и не запрещаете, вроде, так зачем тогда это делать, против чего выступать? …»

Социальное развитие Повышенную значимость имеет общение со сверстниками. У младших подростков оно реализуется в компаниях более -менее стабильного состава, состоящих преимущественно из сверстников одного пола. У старших подростков компании чаще становятся смешанными по полу, возрастает также значимость доверительного общения с друзьями один на один. Повышенную значимость имеет общение со сверстниками. У младших подростков оно реализуется в компаниях более -менее стабильного состава, состоящих преимущественно из сверстников одного пола. У старших подростков компании чаще становятся смешанными по полу, возрастает также значимость доверительного общения с друзьями один на один. Во всех перечисленных вариантах сверстники воспринимаются подростками как более авторитетные фигуры, нежели чем взрослые. Во всех перечисленных вариантах сверстники воспринимаются подростками как более авторитетные фигуры, нежели чем взрослые. Особая эффективность групповых программ и возможность использования авторитета сверстников Особая эффективность групповых программ и возможность использования авторитета сверстников

Особенности восприятия времени Взгляды подростков обращены в будущее. Однако конкретные, четкие и реалистичные планы о нем чаще всего отсутствуют. Для подростков характерна так называемая «разорванность временной перспективы»: настоящее и будущее воспринимаются ими как области, не имеющие связи между собой. Суждения о настоящем, на которое распространяются конкретные планы, ограничиваются периодом в несколько месяцев, иногда – лет. Взгляды подростков обращены в будущее. Однако конкретные, четкие и реалистичные планы о нем чаще всего отсутствуют. Для подростков характерна так называемая «разорванность временной перспективы»: настоящее и будущее воспринимаются ими как области, не имеющие связи между собой. Суждения о настоящем, на которое распространяются конкретные планы, ограничиваются периодом в несколько месяцев, иногда – лет. Мотивация отказа от курения на достаточно близкую перспективу Мотивация отказа от курения на достаточно близкую перспективу

Отношение подростков к здоровью Подростки рассматривают здоровье не как самостоятельную ценность, а как инструмент, средство достижения других целей. Поэтому призывы взрослых наподобие того, что «курить – здоровью вредить», или «занимайся физкультурой – это полезно для здоровья» не находят у них понимания. Подростки рассматривают здоровье не как самостоятельную ценность, а как инструмент, средство достижения других целей. Поэтому призывы взрослых наподобие того, что «курить – здоровью вредить», или «занимайся физкультурой – это полезно для здоровья» не находят у них понимания. Соответственно, и болезни воспринимаются подростками в свете тех симптомов, которые могут затруднить жизнь в настоящий момент, причинить те или иные неудобства, наложить ограничения на жизнедеятельность. Но не как то, профилактикой чего нужно заниматься, чтобы сохранить здоровье как таковое. Соответственно, и болезни воспринимаются подростками в свете тех симптомов, которые могут затруднить жизнь в настоящий момент, причинить те или иные неудобства, наложить ограничения на жизнедеятельность. Но не как то, профилактикой чего нужно заниматься, чтобы сохранить здоровье как таковое.

«Анти-смокинг» Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах предлагаемый алгоритм профилактической работы, центрированный на мотивации. предлагаемый алгоритм профилактической работы, центрированный на мотивации. 1-3 академическиx часа 1-3 академическиx часа оптимальная величина группы – человек оптимальная величина группы – человек все задания выполняются в подгруппах по 3-4 человека, обсуждения проводятся в общей группе. все задания выполняются в подгруппах по 3-4 человека, обсуждения проводятся в общей группе.

Логика построения программы Вводная часть Вводная часть Разминка Разминка Обозначение тематики занятия Обозначение тематики занятия Обмен Обмен Основная часть Основная часть Интерактивные игры, групповые дискуссии Интерактивные игры, групповые дискуссии Вспомогательные методы: психодиагностика, арт-терапия и т.д. Вспомогательные методы: психодиагностика, арт-терапия и т.д. Завершение Завершение Обмен впечатлениями, выводами по занятию, пожеланиями к дальнейшей работе Обмен впечатлениями, выводами по занятию, пожеланиями к дальнейшей работе Упражнения на получение обратной связи Упражнения на получение обратной связи Завершающие ритуалы Завершающие ритуалы В большинстве занятий представлены все три стадии, но не все элементы внутри них

«Анти-смокинг» Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах Курение – действие произвольное. На начальных этапах оно полностью подчинено воле человека, совершается сугубо добровольно, как следствие личного выбора. Курение – действие произвольное. На начальных этапах оно полностью подчинено воле человека, совершается сугубо добровольно, как следствие личного выбора. Курение – действие мотивированное. Курение – действие мотивированное. Для подростков это стремление чувствовать себя более взрослыми, отстоять независимость от родителей, быть принятыми в компанию, повысить свой статус в глазах сверстников. Для подростков это стремление чувствовать себя более взрослыми, отстоять независимость от родителей, быть принятыми в компанию, повысить свой статус в глазах сверстников. Курение – действие с осознанным вредом. Курение – действие с осознанным вредом.

« Считаете ли вы, что курить вредно?» Данные проф. Малахова А.Б.

«Анти-смокинг» Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах Анализ мотивации курения Анализ мотивации курения Плюсы и минусы, или Цена курения Плюсы и минусы, или Цена курения По окончании работы представители от каждой из подгрупп озвучивают очевидные недостатки и скрытые риски, связанные с курением. По окончании работы представители от каждой из подгрупп озвучивают очевидные недостатки и скрытые риски, связанные с курением.

Преимущества, даваемые курением Очевидные недостатки Скрытые риски Выгляжу более взрослым в глазах окружающих Мне это помогает расслабиться, снять напряжение В компании, где все курят, не чувствую себя «белой вороной» Мне кажется, что таким путем я отстаиваю независимость от родителей Кашлять больше стал, одышка появилась Кашлять больше стал, одышка появилась Зубы желтеют Плохо себя чувствую, если нет сигареты Вынужден тратить довольно много денег на курево Нет сигареты – начинаю нервничать, и не могу успокоиться без нее Девушка сказала, что со мной неприятно целоваться, поскольку от меня пахнет как от пепельницы Когда-нибудь это может вызвать серьезные проблемы со здоровьем (например, рак легких) Обостряется протекание многих из имеющихся хронических заболеваний (например, астмы) Кажется, некоторые окружающие считают меня из-за курения не более взрослым, а более глупым

Выгода от курения Альтернатива Дает возможность почувствовать себя более взрослым Демонстрировать больше самостоятельности и ответственности Заниматься спортом, стать более развитым физически (и, как следствие, выглядеть взрослее) Овладеть каким-либо полезным ремеслом Начать самостоятельно зарабатывать деньги Облегчает общение в курящих компаниях Развивать лидерские качества, научиться обращать внимание на себя и свои слова Научиться рассказывать веселые тосты, анекдоты и т.п. Научиться чему-либо, популярному в компаниях (например, играть на гитаре) Общаться в тех компаниях, где курить не принято Позволяет снять напряжение, расслабиться Научиться контролировать себя, чтобы попусту не нервничать, а быть в состоянии управлять стрессом Убрать из своей жизни те поводы, которые побуждают нервничать (например, избегать общаться с неприятными людьми) Овладеть техниками расслаблении: мышечной релаксации, дыхательной гимнастики и т.д.

Примеры эффективных упражнений «Надписи на пачках сигарет» «Надписи на пачках сигарет» «Открытое письмо сверстникам» «Открытое письмо сверстникам» «Создай свою рекламу» «Создай свою рекламу»

* Завершение презентации *

Из послания президента РФ Д.А. Медведева 12 ноября 2009 г. «…Все нужно делать с учетом индивидуальности и современных научных знаний о ребенке…» «…Все нужно делать с учетом индивидуальности и современных научных знаний о ребенке…»

Благодарю за внимание!