Системно- деятельностный подход В рамках ФГОС нового поколения
Я не могу допустить, чтобы школа помешала получить мне образование. Геккельбери Финн
Три ступени обучения « Услышу и забуду, увижу и запомню, сделаю и пойму»
Теория развития Л.С.Выготского Теория развития Л.С.Выготского знание =10 Зона ближайщего развития знание знание
Каков замысел? Деятельностный подход организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и внеучебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Дятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
Контроль Сообщение темы и цели Актуализация знаний Проблемное объяснение Закрепление Контроль Структура объяснительно-иллюстративного метода обучения (ОИМ):
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» А. Дистервег, ХIХ век
Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) «... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова
Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование, контроль, оценка) Структура учебной деятельности, исходя из психологической версии теории деятельности (Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов) Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997 Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995
предметное мышление (решение задач, проблем) умение отличать известное от неизвестного; умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание); находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).
содержательная коммуникация (коммуникативная компетентность) владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач; умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других); умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет); умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче; способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика); способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
владение информацией (информационная компетентность) правильно, осознанно читать (про себя) простой научно- популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения; классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения; представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм; читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах; читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах; находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности; работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.
саморазвитие : учебная (образовательная) компетентность способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ; способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия; самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования; определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы; обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом; уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения; предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами; определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания ( актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - волевая саморегуляция (Р). УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково- символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К); УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - планирование, прогнозирование (Р); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К) УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы научных знаний Основы научных знаний Опыт предметной Де по получению и преобразованию нового знания Опыт предметной Де по получению и преобразованию нового знания Предметные и метапредметные действия с материалом Предметные и метапредметные действия с материалом
Стандарт преподавательских умений (New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007 ) Компетентность в планировании и подготовке уроков высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников разнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся дифференциация заданий по сложности и объёму использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах эмоциональная вовлечённость учеников построение коммуникации между учениками индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания разнообразие инструментов оценивания оценивание для управления учебным процессом партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание