Изучение фразеологизмов с элементом цвета Работа выполнена ученицей 11 «А» класса Силаковой Ольгой. Научный руководитель Муравьева Галина Федоровна
Цвет – продукт света, вызывающий эмоции И. В. Гете
Цель работы Исследовать связь между фразеологизмом и цветом, входящим в его лексический состав.
Задачи работы понять сущность фразеологизмов; выявить особенности цветового восприятия; проанализировать отношения между цветом и фразеологизмом; выявить, в каких случаях значения цвета и фразеологизма не совпадают и почему; понять, насколько люди и, в частности, ученики, владеют идиомами с элементом цвета.
Методы и приемы Сравнение; Анализ; Восхождение от абстрактного к конкретному; Социологический опрос.
Признаки фразеологизмов лексическое значение, присущее всему обороту в целом; компонентный состав, отличающийся своей устойчивостью; наличие в их структуре грамматических категорий; образность.
Значения цветов Красный – «радость», «гнев», «опасность». Розовый – «непосредственность», «радость», «оптимизм». Зеленый – «свобода», «жизнь», «рождение» и «природа». Синий – «бесконечность», «вечность», «эмоциональные переживания пассивной направленности». Белый – «пустота», «чистота», «прозрачность» и «свет». Серый – «бесцветность», «неопределенность». Черный - «смерть», «бесконечность». Фиолетовый – «интуиция», «таинственность».
Фразеологизмы с элементом цвета
Пример раздаточного материала Form___________ Вставьте правильное слово из списка: Red, pink, orange, yellow, green, blue, violet, black, grey, white. Слова могут быть использованы несколько раз или не использоваться вообще. 1. All our holidays we were painting the town _________. (веселились) 2. His prank (выходка) made me see __________. (разозлила меня) 3. I have a big garden, but I havent _________ fingers. (я не люблю заниматься садом) 4. He has failed his exam. He is so dark ___________. (подавлен) 5. Astrophysics lies in my __________ area. (область неопределенных знаний) 6. His foolish joke gave me a ______ face. (смутила меня) 7. – What is his profession? - He is a _______-collar worker. (рабочий)
Результаты опроса
Результаты опроса 2
Все ответы * - процент учеников, давших правильный ответ; **-процент учеников, давших неправильный с точки зрения лингвистики, но верный с точки зрения цветовосприятия, ответ; *** - процент учеников, давших неверный ответ. Идиомы (с пропусками) Цвета RedPinkOrangeYellowGreenBlueVioletBlackGreyWhite To paint the town ____ 11,5* 14** ,9***5,81,44,87,21,4 To make someone see ______ 43,48,2_____2,9_____1, ,5 To have ____ fingers _____1, ,511,7 9,814 1,4 To be dark _____6,51,4_____4,91,48,75,8 30,433,3 7,8 The ____ area4,51,45,8 14,5 15,56, To give someone a ____ face 42 23,5 3,4 _____3,462,966 ___-collar worker (рабочий) 2,98,7 2,9202,9 2018,5 7,3
Выводы Главный признак идиомы – образность. Основная часть идиом с элементом цвета связана с психологией. Значительная часть идиом с цветовым компонентом связана с историей, традициями, физиологией и др. Большая часть учеников адекватно воспринимает цвета, но не может сопоставить цвет с идиомой.