Программа научно-исследовательской деятельности в начальной школе I этап – «Введение в исследовательскую деятельность» II этап – «Формирование исследовательской деятельности» II этап – «Формирование исследовательской деятельности» III – IV этап – «Опытно- экспериментальная работа. III – IV этап – «Опытно- экспериментальная работа. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В ходе обучения по программе ребенок может научиться: аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности; основам оформления работ; публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи;
использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;
Атрибуты членов клуба: удостоверение, исследовательский дневник
Вступление в «Клуб Мудрой совы»
1 класс Познакомиться с источниками информации и использовать их под руководством учителя; Научиться выделять предмет исследования; Научиться делать выводы по исследованиям и заполнять дневник члена «Клуба Мудрой совы»; Научиться представлять результаты исследовательской деятельности в виде проектов.
2 класс Работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой; оформлять групповые проекты и представлять их одноклассникам. 3 класс выделять главную мысль на основе анализа текста; оформлять групповые проекты и представлять их всем ребятам начальной школы. 4 класс Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; оформлять групповые проекты и представлять на общешкольных мероприятиях;
Тема занятия Почему сову называют мудрой? Подготовка к вступлению в «Клуб Мудрой совы Вступление в «Клуб Мудрой совы». Формирование творческих групп. Учебная экскурсия с элементами исследования. «Удивительное рядом». Устные результаты исследований. Выбор тем для исследования по творческим группам Исследовательская работа над проектом «Цветочек для мамы»: - условия для прорастания семян; - выбор вида цветка; - подготовка земли; - посадка тюльпанов; -посев семян бархатцев; - наблюдение за прорастанием и уход за посадками Исследовательская работа над проектом «Зимующие птицы»: - кто такие зимующие птицы? - почему они не улетают? - Чем питаются зимующие птицы7 -Где они живут? -Как помочь птицам зимой? Исследовательская работа над проектом «Осторожно, зима!»: - Какие бывают зимние явления природы? - как описывают зиму поэты? - Как одеваться зимой? - Какие опасности для ребят бывают зимой?
Показались первые росточки Исследовательский проект «Цветочек для мамы»
Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций. Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Отличие исследования от проекта: Цель. Проект – реализация замысла по плану. Исследование - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Этапы. Проект - выполнение запланированных операций, подготовка и защита презентации. Исследование – различные виды сбора информации, определение формы готового продукта. Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
1. Выделение признаков. 2. Сравнение двух и более предметов. 3. Выделение существенных признаков 4. Классификация. 5. Родо-видовые отношения. 6. Простейшие умозаключения