Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина Валерьевна
Аннотация В рамках дисциплины «Основы функционирования малого бизнеса» раскрывается сущность малого предпринимательства, его функции и роль в экономике России и развитых стран, характеризуется состояние малого бизнеса в нашей стране и проблемы его развития, изучается система государственного регулирования малого предпринимательства в РФ. По итогам изучения данной дисциплины у студентов формируются практические навыки по созданию малых предприятий (выбор вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы, оценка необходимых ресурсов, государственная регистрация и др.) с учетом особенностей экономического механизма их функционирования си и по разработке бизнес-планов (сбор и анализ необходимой информации, расчет финансово-экономических показателей и анализ полученных результатов c использованием информационных технологий).
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний об основах функционирования малого бизнеса и практических навыков по созданию малых предприятий
Задачи дисциплины: – охарактеризовать состояние малого бизнеса в России и выявить проблемы его развития; рассмотреть систему государственного регулирования малого бизнеса в Российской Федерации – определить критерии выбора вида предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы; рассмотреть процедуру государственной регистрации юридических лиц и ПБОЮЛ – раскрыть сущность малого предпринимательства, его функции и роль в экономике России и развитых стран – дать оценку производственных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для организации малого бизнеса – раскрыть особенности экономического механизма функционирования малого бизнеса – изучить порядок разработки бизнес-плана создания малого предприятия
В результате изучения курса «Основы функционирования малого бизнеса» у студентов формируются навыки по: - проведению на основе изучения статистических данных анализа экономически и социально значимых проблем развития малого предпринимательства; - организации бизнеса (выбор вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы, оценка необходимых ресурсов, государственная регистрация и др.) - разработке бизнес-плана малого предприятия (сбор и анализ необходимой информации, расчет финансово-экономических показателей и анализ полученных результатов, использование информационных технологий)
Распределение часов ТемаЛекцииСеминарыСамост. работа Тема 1. Сущность, функции и роль малого предпринимательства в экономике России и зарубежных стран 10,55 Тема 2. Малый бизнес в России: состояние, проблемы и перспективы развития 21,55 Тема 3. Алгоритм создания малого предприятия 225 Тема 4. Особенности экономического механизма функционирования малого бизнеса 325 Тема 5. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия 4628 Итого12 48
Тема 1. Сущность, функции и роль малого предпринимательства в экономике России и зарубежных стран Теория предпринимательства. Понятия «предпринимательская деятельность», «малое предпринимательство» и «малый бизнес». Краткая история возникновения и развития малого бизнеса в экономически развитых странах и России. Экономические, воспроизводственные и социальные функции малого предпринимательства и его роль в экономике России и развитых стран. Количественные критерии малого бизнеса и его качественные характеристики.
Тема 2. Малый бизнес в России: состояние, проблемы и перспективы развития Динамика основных социально-экономических показателей развития малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе. Отраслевая структура малого бизнеса. Региональная дифференциация в уровне развития малого предпринимательства. Оценка степени инвестиционной и инновационной активности малого бизнеса в стране. Проблемы развития малого предпринимательства в России: финансовые и организационные (доступа к ресурсам). Система государственного регулирования малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Формирование в стране благопри-ятного предпринимательского климата. Государственная поддержка субъ-ектов МСП. Программно-целевой подход к государственному регулирова-нию малого и среднего бизнеса.
Тема 3. Алгоритм создания малого предприятия Критерии выбора сферы и вида предпринимательской деятельности. Лицензируемые виды деятельности. Формы создания малого бизнеса: организация нового предприятия, приобретение готовой фирмы, аренда предприятия, франчайзинг. Оценка потребности в финансовых ресурсах для создания фирмы. Определение структуры источников финансирования и возможностей привлечения заемных средств (банковский кредит, лизинг, бюджетный кредит). Выбор организационно-правовой формы малого предприятия. Порядок составления учредительных документов. Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определение места расположения фирмы. Приобретение необходимой ресурсной базы: поиск помещений, закупка оборудования, формирование материально- производственных запасов. Методы подбора персонала.
Тема 4. Особенности экономического механизма функционирова-ния малого бизнеса Организация производства на малых предприятиях. Выбор структуры управления. Логистика в малом бизнесе. Управление кадрами и формирование системы оплаты труда. Управление затратами на малых предприятиях. Ценовая политика и коммерческая деятельность. Финансовое планирование (бюджетирование) в малом бизнесе. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Специальные налоговые режимы. Оценка эффективности деятельности малых предприятий и уровня риска.
Тема 5. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия Цели составления бизнес-плана и целевая аудитория. Структура бизнес-плана. Резюме. Характеристика выпускаемой про-дукции и оказываемых услуг. Оценка рынка сбыта. Анализ конкуренции и конкурентных позиций. План маркетинга в структуре бизнес-плана. План производства. Организационный компонент бизнес-плана. Финансовые риски реализации бизнес-плана. Финансовый план. Использование программы Project Expert для подготовки бизнес-планов. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.