РЕКА СЕЛЕНГА-ГЛАВНЫЙ УЧАСТОК ТРАНЗИТНОГО ВОДНОГО ПУТИ (ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ) Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук Борисова Татьяна Анатольевна Бешенцев Андрей Николаевич Будаева Дарима Гармаевна 1
Рассматривая актуальный вопрос возможностей возобновления судоходства на р. Селенге и определения реальных перспектив, был проведен исторический обзор его формирования и развития, начиная с XVII века, свидетельствующий о значительной роли водного пути на р. Селенга в истории освоения Восточных окраин России. 2
Река Селенга «…вплоть до границы Китая судоходна и представляет удобный водный путь от Байкала до Верхнеудинска и Кяхты. Порогов на реке нет, препятствием же судоходству является извилистость фарватера. Препятствием также являются мелкие бары в устье реки. Вскрытие Селенги обыкновенно происходит в апреле, а замерзание в конце октября или в самых первых числах ноября. Таким образом, Селенга остается открытой в среднем ежегодно более 6 месяцев…». Судоходной является и река Чикой – «…235 верст своего течения. Судоходства на Хилке не существует, но плоты идут на значительном протяжении…» (Азиатская Россия, 1914, С490). 3
Р. Селенга Р. Чикой Сл. Усть-Кяхта Пр. Билютая Маяк Пр. Усть-Селенгинская ( Харауз) Верхнеудинск На начальном этапе судоходство осуществлялось на небольших деревянных гребных суднах с преобладанием сплавов по течению реки. С 1868 г на Селенге появились пароходы; С 1868 г на Селенге появились пароходы; В 1881 г. с организацией Кяхтинского пароходного товарищества плавание стало регулярным. В 1881 г. с организацией Кяхтинского пароходного товарищества плавание стало регулярным. Первые рейсы по реке доходили до слободы Усть-Кяхты, в последствие до пристани Билютая. Первые рейсы по реке доходили до слободы Усть-Кяхты, в последствие до пристани Билютая. Путь к Байкалу проходил по рукаву Харауз, до Усть-Селенгинской пароходной пристани. 4
Ежегодный ввоз чая в Россию через Кяхту составлял более 1,5 млн. пудов «…чайный груз находился в 100 тыс. ящиков, вмещавших 300тыс. пудов чая…». По Селенге отправляли около 5 тыс. т. чая и 1 тыс. т. других китайских товаров. Из 1 млн. пуд. (16,38 тыс. т) проходящих через Иркутскую таможню объемов чая, около 400тыс. пуд. (6552 т) перевозится по Селенге. Доставка происходила или сухим путем по Монголии, через Кяхту до пристани Билютай и по Селенге, или кружным путем по р. Амур и далее на подводах до Верхнеудинской пристани. Кроме чая «историческими» грузами были китайский шелк и свинец с Нерчинских заводов. 5
Селенгинский грузопоток в среднем: - 26 тыс. мест чая, т.е. ящиков или тюков весом три пуда каждый на сумму до 7 млн. рублей; - 3,5 тыс. мест шелковой материи «китайки» – до 1 млн. рублей; т свинца. 6
Объемы грузопотока лесоматериалов, сельскохозяйственной продукции для нужд местного населения и соседней торговли: Ежегодно сплавлялось до 4 тыс. т различных грузов, Ежегодно сплавлялось до 4 тыс. т различных грузов, не считая лесных материалов, в т.ч. и древесины самих плотов: не считая лесных материалов, в т.ч. и древесины самих плотов: Сельскохозяйственные продукты: Сельскохозяйственные продукты: с Чикоя и Хилка хлеба до 150 тыс. пуд. (2457 т), овса 20 тыс. пуд. (328 т), кедрового ореха до 75 тыс. пуд (1228 т); с Хилка и Уды – дров до 25 тыс. погонных сажен и другой лесной материал; с Хилка и Уды – дров до 25 тыс. погонных сажен и другой лесной материал; с Чикоя – соли и соды до 30 тыс. пуд. (491 т), овечьей и верблюжьей шерсти до 5 тыс.пуд. (81,9 т), пакли – 3 тыс. пуд. (49,14 т) и пр. с Чикоя – соли и соды до 30 тыс. пуд. (491 т), овечьей и верблюжьей шерсти до 5 тыс.пуд. (81,9 т), пакли – 3 тыс. пуд. (49,14 т) и пр. Вверх по Селенге проходило до 50 тыс. пуд. (819 т) мануфактурных товаров для Монголии. 7
Таким образом, в XIX в. водный путь Селенга-Байкал играл большую историческую роль освоения сибирских пространств и развития экономики Восточных окраин России, а также торговых отношений с Монголией и Китаем и безусловно в целом для России; Река Селенга являлась первым этапом транзитного пути в продвижении грузов и в дальнейшем не утратила своего значения для перевозки грузов, предназначенных для постройки железной дороги, а также торговых связей с Монголией. 8
Спасибо за внимание ! 9