Пленум совета УМО 17.09.2012 ПЛЕНУМ СОВЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПЛЕНУМ СОВЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка кадров для энергетики и энергомашиностроения ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ.
Advertisements

Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
ПРИКАЗ (Минобрнауки России) 2009г. Об утверждении Перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования,
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Учебно-методическое объединение «Энергетика и электротехника» Электронные образовательные ресурсы А. Тихонов
СТРУКТУРА МАКЕТА ФГОС ВПО Фомкин А.В. Тел. (812)
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Министерство образования и науки РФ Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Департамент профессионального.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
О государственных образовательных стандартах нового поколения Д.В. Строганов Зам. проректора по учебно-методической работе.
Разработка Основной образовательной программы на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Транксрипт:

Пленум совета УМО ПЛЕНУМ СОВЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПЛЕНУМ СОВЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Пленум совета УМО К 20-летию УМО Учебно-методическое объединение по энергетическим и электротехническим специальностям было создано в 1987 году в числе первых УМО на базе МЭИ. Первым председателем совета УМО по энергетическим и электротехническим специальностям стал ректор МЭИ И.Н. ОРЛОВ, а его заместителем - проректор МЭИ В.В. ГАЛАКТИОНОВ. Объединенный пленум советов трех наиболее крупных УМО, возглавляемых МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭИ и ЛЭТИ в 1992 году – обсуждение многоуровневой системы ВПО. В соответствии с приказом от Комитета по высшей школе было организовано УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, в сфере ответственности которого находились 26 инженерных специальностей. МЭИ продолжил работу в качестве базового вуза Этим приказом было утверждено Типовое положение об УМО.

Пленум совета УМО К 20-летию УМО Разработка проектов и сопровождение ГОС – основная задача УМО. Проекты ГОС ВПО первого поколения в области энергетики и электротехники были разработаны в МЭИ в гг. при активном участии ведущих технических университетов России. ГОС ВПО второго поколения были приняты в 2000 г. и действуют по настоящее время. Образовательный процесс в вузах регламентируется 3- мя стандартами: подготовки бакалавров и магистров по направлениям и инженеров по специальностям. В конце 2007 г. была завершена работа по созданию проектов ФГОС уровневого высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки в области энергетики. В соответствии с государственным контрактом они были подвергнуты экспертизе с участием представителей академической общественности и основных работодателей и представлены в Рособразование.

Пленум совета УМО О РАЗРАБОТКЕ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ О РАЗРАБОТКЕ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

Пленум совета УМО ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС на закупку проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования нового поколения в рамках Федеральной целевой программы развития образования Государственный заказчик – Федеральное агентство по образованию К рассмотрению принимались проекты ФГОС уровневой подготовки Извещение опубликовано 24 сентября 2007 г. Вскрытие конвертов с заявками состоялось 25 октября 2007 г. Далее экспертиза поданных заявок, включая рабочую группу РАН. Госконтракты на поставку ФГОС были подписаны 3 декабря 2007 г. Сдача проектов ФГОС состоялась 10 декабря 2007 г. Практически в это же время Минобрнауки предписывает разделить ФГОС подготовки бакалавров и магистров на два ФГОС.

Пленум совета УМО ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ФГОС Математика Математика и компьютерные науки Фундаментальные информатика и информационные технологии Прикладная математика и информатика Физика Радиофизика Механика и математическое моделирование Прикладные математика и физика Химия Биология Геология Почвоведение Экология и природопользование География Картография Гидрометеорология Химия, физика и механика материалов

Пленум совета УМО ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ФГОС Технология и проектирование текстильных изделий Машиностроение Мехатроника и робототехника Стандартизация и метрология Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Программная инженерия Техносферная безопасность Теплоэнергетика и теплотехника Электроэнергетика и электротехника Ядерная энергетика и теплофизика Энергетическое машиностроение Автоматизация технологических процессов и производств Прикладная механика Системный анализ и управление Техническая физика

Пленум совета УМО ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ФГОС Биотехнические системы и технологии Электроника и наноэлектроника Радиотехника Конструирование и технология электронных средств Управление в технических системах Природообустройство и водопользование Прикладная математика Управление качеством Геодезия и дистанционное зондирование Землеустройство и кадастры Приборостроение Фотоника и оптоинформатика Инфокоммуникационные технологии и системы связи Технология полиграфического и упаковочного производства

Пленум совета УМО ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ФГОС Прикладная гидрометеорология Химическая технология Материаловедение и технологии материалов Металлургия Медицинская биохимия Медицинская биофизика Медицинская кибернетика Наземные транспортно-технологические комплексы Технология и производство продуктов питания из растительного сырья Технология и производство продуктов питания животного происхождения Всего конкурс был объявлен на закупку ФГОС по 65 направлениям (37 направлений в области техники и технологии). По условию конкурса к рассмотрению принимались только ФГОС ВПО, предусматривающие уровневую подготовку по схеме: бакалавр - магистр

Пленум совета УМО ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОФИЗИКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ НАПРАВЛЕНИЙ

Пленум совета УМО ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА Тепловые электрические станции Технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях Промышленная теплоэнергетика Энергообеспечение предприятий Энергетика теплотехнологий Автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике и теплотехнике Водородная и электрохимическая энергетика ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ПРОФИЛЕЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Высоковольтные электроэнергетика и электротехника Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем Электрические станции Электроэнергетические системы и сети Гидроэлектростанции Электроснабжение ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ПРОФИЛЕЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Электромеханика Электрические и электронные аппараты Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника Электропривод и автоматика Электротехнологические установки и системы Электрический транспорт Электрооборудование автомобилей и тракторов Электрооборудование и автоматика судов Электрооборудование летательных аппаратов Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ПРОФИЛЕЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Пленум совета УМО ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОФИЗИКА Техника и физика низких температур Теплофизика Атомные электрические станции и установки Термоядерные реакторы и плазменные установки ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ПРОФИЛЕЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Пленум совета УМО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ Котлы, камеры сгорания и парогенераторы АЭС Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели Гидравлические и пневматические системы, машины и средства автоматики энергетических комплексов Двигатели внутреннего сгорания Производство энергетического оборудования ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ПРОФИЛЕЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Пленум совета УМО СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ 4 года Бакалавр - квалификация Магистр - степень 2 года Магистр - квалификация ДВУХУРОВНЕВАЯ МОНОУРОВНЕВАЯ Не менее 5 лет Специалист 2 года КОНКУРС

Пленум совета УМО Содержание ФГОС ВПО (макет Минобрнауки РФ г.) 1.Область применения 2.Термины, определения, обозначения, сокращения 3.Общая характеристика направления подготовки 4.Общие требования к условиям реализации ООП 4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза 4.2. Общие требования к правам и обязанностям студентов 5.Требования к ООП подготовки бакалавров 5.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров 5.2. Требования к структуре ООП подготовки бакалавров 5.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров 6. Требования к ООП подготовки магистров 6.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки магистров 6.2. Требования к структуре ООП подготовки магистров 6.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки магистров 7. Требования к ООП подготовки специалистов 8.Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС

Пленум совета УМО ОСОБЕННОСТИ МАКЕТА ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Стандарты по направлениям как совокупности ООП бакалавров, магистров и специалистов на базе общности их фундаментальной части. Требования к результатам освоения ООП в виде компетенций. Расширение академических свобод вузов при формировании ООП. Задание трудоемкости учебной работы студентов в зачетных единицах. Введение практик и (или) научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента ООП. Деление учебных циклов на базовые и вариативные части. Отказ от жесткой регламентации перечня и содержания учебных дисциплин. Единство образовательного пространства обеспечивается единством требований к уровню подготовки выпускников вуза и требований к студенту по уровню освоения каждого учебного цикла.

Пленум совета УМО ОСОБЕННОСТИ ФГОС, РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ МАКЕТОМ ФГОС разрабатывается с участием работодателей и представителей академического сообщества ФГОС является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по конкретному направлению подготовки Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Пленум совета УМО С.В. Серебрянников, председатель Совета УМО в области энергетики: «Считаю целесообразным: 1. Предусмотреть на втором уровне возможность подготовки специалистов (инженеров) продолжительностью 1,5-2 года наряду с подготовкой магистров по направлению продолжительностью 2 года. 2. Предоставить вузам право выбора моноуровневой структуры подготовки специалистов продолжительностью не менее 5 лет по всем направлениям в области техники и технологии.» Из письма И.Б. Федорову, председателю координационного совета в области техники и технологии, ноябрь 2006 г.

Пленум совета УМО И.Б. Федоров, президент Ассоциации технических университетов: «Самым правильным решением было бы такое, по которому в каждом направлении были бы разработаны стандарты как по схеме «бакалавр-магистр», так и по схеме «специалист». Одним предприятиям требуются разработчики новой техники, т.е. специалисты, а другим – по этому же направлению, выпускники, ориентированные на научные исследования, т.е. магистры» Из выступления на съезде Ассоциации технических университетов, ноябрь 2007 г.

Пленум совета УМО Из проектов ФГОС, подготовленных в декабре 2007 г. 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ в) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в рамках данного направления может быть получено высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «инженер».

Пленум совета УМО СРОКИ И ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ ООП Наименование ООПКодНаименование по ОКСО Нормативный срок освоения Трудоемкость, зачетные единицы ООП подготовки бакалавров 62Бакалавр (степень и/или квалификация) 4 года240 ООП подготовки магистров 68Магистр (степень и/или квалификация) 2 года120 ООП подготовки специалистов 65Специалист (квалификация) 5 лет300

Пленум совета УМО СТРУКТУРА ООП БАКАЛАВРА Код УЦ Учебные циклы и планируемые результаты их освоения ТрудоемкостьПеречень дисциплин Коды компетенций Б.1Гуманитарный и социально-экономический цикл Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть… Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) Б.2Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть… Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) Б.3Профессиональный цикл Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть… Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) Б.4Практика и (или) НИР (определяется вузом)8-10 Б.5Физическая культура2 (400 ч.) Б.6Итоговая государственная аттестация5 Общая трудоемкость ООП240 Одна зачетная единица = 30 часов учебных занятий

Пленум совета УМО СТРУКТУРА ООП МАГИСТРА Код УЦ Учебные циклы и планируемые результаты их освоения ТрудоемкостьПеречень дисциплин Коды компетенций М.1Гуманитарный и социально-экономический цикл10 Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть … 3 Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) М.2Математический и естественнонаучный цикл 20 Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть … 6 Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) М.3Профессиональный цикл50-60 Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть … Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) М.4Практика и (или) НИР (Определяется вузом)8-10 М.5Итоговая государственная аттестация5 Общая трудоемкость ООП120

Пленум совета УМО КОМПЕТЕНЦИИ а) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СЛК1 СЛК2 …. СЛК10 СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ИК1 … ИК11 ОНК1 …. ОНК8 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕОБЩЕНАУЧНЫЕ б) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ в соответствии с видами деятельности ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ в соответствии с профилизацией ПРОФИЛЬНО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

Пленум совета УМО Общие положения (цель, характеристика ПООП, профили подготовки) 2.Компетентностно-квалификационные характеристики выпускников по направлению (область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, профилизации, компетенции выпускников применительно к профилизациям) СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ПООП) 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса: примерный учебный план; примерные программы учебных дисциплин. 4. Ресурсное обеспечение образовательного процесса 5. Рекомендации по использованию образовательных технологий 6. Требования к проведению итоговой государственной аттестации и разработке оценочных средств

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Адрес: Содержание: Описания образовательных ресурсов (электронных и печатных), посвященных инженерному образованию Разделы: Гуманитарно-социальные и экономические дисциплины Естественно-научные дисциплины Теплоэнергетика Энергомашиностроение Электротехника, электромеханика и электротехнологии Радиотехника Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом Инструментальные средства разработки электронных образовательных ресурсов

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Возможности: Поиск ресурсов по разделам, направлениям подготовки, ключевым словам, наименованиям, авторам, контекстный поиск Самопубликация описаний ресурсов Ежегодная бесплатная публикация в сборниках описаний образовательных ресурсов (в сборник 2008 года войдут описания ресурсов, опубликованные в электронном каталоге до ) Полный комплект руководств по работе с каталогом

Пленум совета УМО ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Еще раз адрес каталога: По всем вопросам, связанных с публикацией в каталоге, обращаться к Тихонову А.И. Каталог только информирует пользователей и переадресует их к авторам и правообладателям образовательных ресурсов

Пленум совета УМО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!