1 С.В.Шишкин (НИУ ВШЭ) Международная конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» Круглый стол: Здоровье и среда обитания человека Москва, 18 марта 2011 г. Российская система здравоохранения: вызовы и варианты действий
2 Главный вызов: высокие показатели смертности и заболеваемости Смертность населения России на 1000 чел. в гг. Источник: Росстат Заболеваемость населения России на 1000 чел. в гг.
3 Различия в уровне сметрности между Россией и странами Европы еще слишком велики Смертность на 1000 населения Источник: WHO/Europe, European HFA Database, January 2010 Россия Члены ЕС с 2004 или 2007 гг. r 2007 Члены ЕС до 2004 г.
44 Общие расходы на здравоохранение в 2008 г. в России и странах ОЭСР (в % от ВВП) Источники: база данных Source OECD, база данных Европейского регионального бюро ВОЗ.
55 Государственные расходы на здравоохранение в 2008 г. в России и странах ОЭСР (в % от ВВП) Источники: база данных Source OECD, база данных Европейского регионального бюро ВОЗ.
66 Государственные подушевые расходы на здравоохранение в 2008 г. в России и странах ОЭСР (долларов ППС) Источники: база данных Source OECD, база данных Европейского регионального бюро ВОЗ.
Возможные стратегии действий 1. Стратегия догоняющего развития 2. Стратегия асимметричного ответа: изменение приоритетов в системе охраны здоровья
Изменение приоритетов в системе охраны здоровья Формирование здорового образа жизни Развитие массового спорта и физической культуры Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения
Формирование интегрированной системы здравоохранения Изменение в соотношении факторов роста качества медицинской помощи Изменение приоритетов государственного финансирования внедрения новых медицинских технологий и развития лекарственного обеспечения Формирование новой экономической мотивации у медицинских организаций и медицинских работников Формирование новых механизмов участия населения в финансировании здравоохранения
Формирование интегрированной системы оказания медицинской помощи Качество и эффективность медицинской помощи Доступность медицинской помощи Главный trade–off:
11 Выбор приоритетов государственного финансирования в сфере новых медицинских технологий и лекарственного обеспечения Сохранение приоритетности вложений во внедрение новых технологий диагностики и медицинских вмешательств Перераспределение средств в пользу лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении; поэтапное создание системы лекарственного страхования при амбулаторном лечении Перераспределение средств в пользу развития системы телекоммуникаций в здравоохранении Риск неэффективного использовании средств вследствие коррупции и недостатка квалифицированных кадров Риск эскалации затрат государства Риск неэффективного использования средств вследствие коррупции Риск деперсонализации ответственности проблемы
12 Декларативность гарантий и низкий уровень финансовой защиты пациентов Источник: расчеты ГУ-ВШЭ по данным Росстата и Федерального фонда ОМС Динамика расходов государства на здравоохра- нение в реальном выражении (1991 г. = 100%) Динамика расходов населения на лекарства и медицинские услуги (млрд. руб., в ценах 1994 г.) Рост расходов государства на здравоохранение Улучшение доступности лекарств в стационарах Рост распространенности практик оплаты медицинских услуг Источник: расчеты ГУ-ВШЭ по данным РМЭЗ, гг. Но: Доля пациентов, плативших за различные виды медицинских услуг (деньгами или подарками), среди обращавшихся за данным видом услуг, %
Варианты действий Конкретизация государственных гарантий Введение соплатежей за оказываемые услуги Сочетание ОМС и ДМС Софинансирование страхового взноса на ОМС
Конкретизация гарантий оказания бесплатной медицинской помощи Конкретизация: Медико- экономические стандарты лечения Порядки оказания медицинской помощи при заболеваниях Риски: Стандарты будут будут иметь характер желаемого, а не возможного. Решение о том, что предоставляется бесплатно, а что нет, делегируется врачам.
Введение соплатежей за оказываемые услуги Виды соплатежей: Со-оплата за посещение врача, за день пребывания в больнице Покрытие определенной доли стоимости оказанных услуг Покрытие разницы между полной стоимостью оказанных услуг и величиной гарантируемого государством размера оплаты Риски: Социальные протесты: часть тех, кто раньше не платил, будут вынуждены платить Ограниченное влияние на неформальные платежи
Сочетание ОМС и ДМС При покупке полиса ДМС, включающего существенную часть медицинской помощи, входящей в программу ОМС, страховщик по ДМС получает из системы ОМС за данного застрахованного определенную сумму средств Риски: Система ОМС потеряет часть средств Цена страховок по ДМС уменьшится незначительно, привлекательность ДМС для населения и работодателей не усилится
Софинансирование страхового взноса на ОМС Разрешение страховым медицинским организациям в ОМС предлагать услуги сверх программы ОМС и устанавливать дополнительный взнос Взнос на ОМС делится на два компонента: солидарный взнос взнос в выбранную страховую медицинскую организацию Риски: Не получит распространения из-за того, что перечень видов помощи, включенных в базовую программу ОМС, очень широк, и брать дополнительный взнос можно будет только за повышенный комфорт и дополнительные виды помощи
Новые механизмы участия населения в финансировании здравоохранения Накапливающееся социальное напряжение от проблем с доступ- ностью качественной медицинской помощи Качество и эффективность медицинской помощи Trade–offs: Доступность медицинской помощи Всплеск социального напряжение от пересмотра гарантий
Повышение эффективности государственного управления Централизация или децентрализация управления в здравоохранении? Повышение эффективности вертикальных программ
Повышение эффективности государственного управления Гарантируемая результативность использования выделяемых средств Более высокая эффективность, но с большими рисками Главный trade–off: