117.09.2012 ДИСКУССИИ и ДИСПУТЫ МИШИНА И.А.. 217.09.2012 ДИСКУССИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ: Дискуссия призвана выявить существующее многообразие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок - дискуссия Методика проведения МОУ СОШ 36 г Тюмени Из опыта работы учителя истории и обществознания НАлимовой Л.В.
Advertisements

Метод дискуссии в преподавании истории и обществознания Презентацию подготовила учитель: Нигматулина Г.В.
Санкт-Петербург Невский район ГОУ СОШ 20 Носыко Наталья Владимировна, Заведующая библиотекой.
Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.
Зайцева Т.Н. – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Борское Использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий на уроках.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ Презентацию выполнила учитель начальных классов Семыкина Светлана Борисовна.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учитель английского языка МОУ СОШ 33 Шимина Нина Владимировна.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Дебаты формируют : умение формировать и отстаивать свою позицию; умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог;
ЛОБАЧЕВА А.Ю. ЮМ 02/16 Искусство спорить. «Самое трудное в споре не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Под.
Воспитание гражданско-правовой активности учащихся средствами урока Ирикбаева Гайни Уметовна учитель истории и обществознания Районный конкурс педагогических.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков)
Использование технологии «Дебаты» на уроках литературы в целях реализации компетентностного подхода.
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Транксрипт:

ДИСКУССИИ и ДИСПУТЫ МИШИНА И.А.

ДИСКУССИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ: Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости дать всесторонний анализ каждой из них, а затем сформировать собственный взгляд каждого участника на проблему. Дискуссия - основной инструмент разрешения различного рода противоречий, метод стимулирования познавательной и в целом социальной активности её участников.

ЧТО ТАКОЕ ДИСКУССИЯ? Дискуссия (от лат. discussio - исследование, разбор) всестороннее обсуждение вопросов с элементами спора и с намерением достичь взаимоприемлемое решение. Дискуссию отличают: а) творческий, исследовательский характер по отношению к содержанию проблемы; б) интерактивный, коллективный, групповой характер обсуждения проблем.

«ФОРМУЛА» ДИСКУССИИ: Соединение групповой работы с решением проблемной ситуации ("малые" группы изучают какую- либо "частную" проблему (вопрос) как часть общей глобальной проблемы, которую предстоит решить коллективу).

ЭТАПЫ ДИСКУССИИ ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный Формулируется проблема (тема) Выдвигаются гипотезы Намечаются узловые моменты изучения Проговариваются возможные точки зрения Определяется регламент проведения дискуссии, правила и условия Проводится инструктаж участников, распределяются роли Раздается необходимый дидактический материал Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию

ЭТАПЫ ДИСКУССИИ ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение проблемы в группах Структура группы: Ведущий (организатор, модератор, аниматор, фасилитатор) Внутренний оппонент («да, но…») Функционер Аналитик Протоколист

ЭТАПЫ ДИСКУССИИ ТРЕТИЙ ЭТАП: конструктивный диалог Типы дискутантов «Спорщик» «Позитивист» «Нигилист» «Всезнайка» «Словоохотливый» «Застенчивый» «Неприступный» «Незаинтересованный» «Важная птица» «Почемучка»

ЭТАПЫ ДИСКУССИИ ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: итоги обсуждения резюме по теме из сказанного обзор полученных фактов и мнений суммирование обсуждаемых проблем, обсуждение пути применения результатов и перспективы изучения темы анализ самого хода обсуждения экспертами

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ДИСКУССИИ Прежде чем выступать, определите четко свою позицию, проверьте, правильно ли вы понимаете суть проблемы. Внимательно выслушивайте оппонента, затем уже излагайте свою точку зрения. Помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, четкая аргументация и безупречная логика. Не искажайте мыслей и слов своих оппонентов. Говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по "бумажке". Имейте мужество признать правоту оппонента, если вы оказались не правы. Не допускайте уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания. Заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируй выводы.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ Нельзя критиковать людей, только их идеи. Цель дискуссии - в консенсусе. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. Обсуждению подлежат все без исключения позиции. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.

ТЕМА ДИСКУССИИ: ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНО- КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА РОССИЮ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В центре внимания дискуссии: реальные и альтернативные возможности развёртывания событий при усилении влияния той или иной религиозно-культурной традиции в прошлом и настоящем. Религиозно-культурные традиции: восточно- христианская (православная, старообрядческая), западно-христианская, исламская, буддистская, иудейская

ПЛАН АНАЛИЗА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 1. Сформулируйте направление развития страны через усиление влияния той или иной религиозно- культурной традиции. 2. Выявите историческую обусловленность и обстоятельства усиления влияния избранной религиозно-культурной традиции в прошлом и настоящем. 3. Оцените достоинства и возможные риски усиления влияния той или иной религиозно-культурной традиции. 4. Оцените последствия и значение роста влияния той или иной религиозно-культурной традиции на внутреннюю жизнь, на внешнеполитические отношения, на поведенческие модели населения, общественные ценности и приоритеты.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ХОДА ДИСКУССИИ Правильно ли была сформулирована цель дискуссии и проблема? Удалось ли добиться полной активности и вовлеченности участников в дискуссию? Выполнили группы или отдельные участники намеченные перед ними задачи? Удалось ли избежать монополизации обсуждения? Насколько удерживал внимание коллектива сам ход дискуссии? Отклонялась ли дискуссия от темы? Правильно ли было распределено время дискуссии? Назовите наиболее эффективные приемы ведения обсуждения. В чем проявились негативные стороны дискуссии? Выделите факторы, снижающие результативность дискуссии.

ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ? ДИСПУТ (от лат. disputo спорю, рассуждаю) – обсуждение острой, общественно значимой проблемы с целью утверждения собственной точки зрения и победы над другой стороной. Диспут: –ориентирует на обсуждение жизненно важных, значимых проблем, но не требует определенных и окончательных решений; –является способом предотвращения «истощения» мотивации учения и ее укрепления –ориентирует на приобретение знаний и формирование коммуникативных и диалоговых умений и навыков в ходе столкновения мнений, точек зрения; –дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; –учит обнаруживать сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения; –учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины;

ЭТАПЫ ДИСПУТА ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный Деление на 2-3 группы, априори отстаивающие определённые позиции Каждая группа определяет роли участников, исходя из их «функционала» Формулируется проблема (тема) Намечаются узловые моменты спора Проговариваются возможные точки зрения Определяется регламент, правила и условия проведения диспута Раздается необходимый дидактический материал Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию

ЭТАПЫ ДИСПУТА ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение в группах Участники диспута Лидер (даёт возможность высказать свою точку зрения каждому участнику, следит за соблюдением этических норм, не допускает отклонений от поставленной задачи) Генератор идей (продуцирует собственные и корректирует выдвигаемые идеи, безусловно и энергично поддерживает исходный тезис) Функционер (участник диспута, обрабатывающий материал) Оппозиционер (действующий по принципу: «да, но…, в целом поддерживает позицию, но понимает её внутреннюю противоречивость и уязвимость, предупреждает контрдоводы противника) Исследователь-аналитик (выверяет логическую безукоризненность и точность формулировок, привносит в обсуждение элементы рефлексии) Группа изучает дидактические материалы и готовит 2-3 каверзных вопроса противнику

ЭТАПЫ ДИСПУТА ТРЕТИЙ ЭТАП: познавательный спор 1 группа: Выдвижение оспариваемого утверждения Аргументация, усиливающая позиции утверждающих Итоговая формулировка 2 группа Контр-утверждение Контраргументы и доводы Контр-формулировка утверждения Каверзные вопросы как средство «подогрева» спора

ЭТАПЫ ДИСПУТА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: подведение итогов Удалось ли сблизить позиции? Удалось ли прийти к некоторым общим выводам? Обнаружились ли явно ошибочные, с точки зрения участников, утверждения? Проявлялись ли домыслы, искаженные догадки, неправильные толкования терминов? Имелись ли факты грубого вмешательства в спор, безапелляционного навязывания своей точки зрения? Есть ли смысл вернуться со временем к данному предмету спора?

ТЕМА ДИСПУТА: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ: СВЕТСКИЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫЙ ВАРИАНТ?

ПРЕДМЕТ СПОРА: Кризисное состояние современной семьи: истоки и сущность Как проявляется кризисное состояние семьи у представителей различных религиозно- культурных традиций и в семьях на светской основе? Возможно ли возрождение семьи на основе светских ценностей и идеалов? Воспримет ли современная семья религиозные семейные ценности, ценность брака, материнства и отцовства (факторы риска)?

Спасибо за внимание