МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким- либо процессом с целью выявить его соответствия желаемому результату или исходному положению. Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Система внутришкольного мониторинга - это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-образовательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их совместной деятельности, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей.
Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно- образовательного процесса.
Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации. Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива школы, как в статике, так и в динамике. Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности. Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для школы явлений, социальных состояний, результатов деятельности.
Объектом мониторинга является образовательный процесс в школе. Предметом мониторинга – оценка соответствия результатов образовательной деятельности школы поставленным целям на каждом этапе обучения; оценка эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик и учитель). Результат мониторинга – повышение эффективности образовательной деятельности школы в целом. Инструмент и основа мониторинга – педагогическая диагностика, которая понимается нами как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь то на уровне личности ребенка или деятельности педагога.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ уровень обученности, уровень качества обучения, результаты выпускников по централизованному тестированию и ЕГЭ, процент поступления выпускников в вузы, творческая познавательная активность Мониторинг профессиональной успешности педагога как необходимой составляющей качества обучения (мониторинг зависимости результатов обучения от квалификации педагога).
Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач: позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов, подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ, обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений, исключает субъективизм в оценивании результатов, облегчает труд учителя, дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.
Оценка эффективности деятельности педагога входит в задачи мониторинга и предполагает диагностику профессионального мастерства педагога по нескольким показателям: качество уроков; результативность учащихся (уровень обученности, а также внеурочные достижения по предмету); индивидуальный портфолио педагога; мнение учеников (анкетирование «Учитель глазами ученика»); мнение родителей (анкетирование «Удовлетворённость качеством образовательных услуг»); самооценка педагога (индивидуальный портфолио педагога, методика выявления профессиональной удовлетворённости педагога); мнение администрации (наблюдения, собеседования).
«Ученик – учитель» Ребята! Просим Вас оценить по 9-бальной шкале работу и личные качества вашего учителя. 0 баллов – не могу оценить, затрудняюсь, не знаю 1 балл – качество не проявляется, отсутствует 2-3 балла – качество проявляется редко 4-5 балла – качество проявляется часто 8-9 баллов это качество проявляется всегда или очень часто 1. Выделяет главное при объяснении материала 2. Разъясняет сложные места 3. Излагает материал урока ясно, доступно 4. Побуждает к общению на уроке, к дискуссии 5. Умеет вызвать и поддержать интерес 6. Внимателен к настроению учеников 7. Умеет снять напряжение и усталость 8. Помогает понять, как использовать то, что изучается на уроках, в будущем, в профессиональной деятельности 9. Объективен в оценке знаний 10. Хорошо знает свой предмет 11. Справедлив 12. Допускает грубости, бестактность по отношению к ученикам