1 Учебно-методический совет МАИ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ СЕМИНАР 12 Москва, МАИ, 23 ноября 2011
22 Проблемы магистратуры 1.Отсутствие нормативной базы министерства по расчету нагрузки ППС на магистрантов; 2.Малая (вплоть до 1 человека) численность группы по магистерским программам; 3.Большое количество дисциплин, включая лекционную нагрузку, практические занятия, лабораторные работы 4.Неверное распределение занятий по иностранному языку Следствия 1.Нехватка средств на оплату по формальной нагрузки ППС по семестровым планам 1 семестра; 2.Нежелание обеспечивающих кафедр выполнять маленькую нагрузку (особенно по иностранному языку); 3.Разочарование магистрантов в процессе подготовки, имиджевые последствия
33 Текущие решения по магистратуре 1.Возврат (за счет средств дополнительного финансирования) нагрузки ППС к формальным значениям (по семестровым планам 1 семестра); 2.Обязательная переделка семестровых планов первого семестра; 3.Изменение концепции подготовки магистров и переделка учебных планов на прием 2012 года Концепция ООП магистров 1.Укрупнение потоков, особенно по иностранному языку; 2.Уменьшение лекционной нагрузки, ПЗ и ЛР – переход к индивидуальной работе; 3.Выделение модулей (крупных дисциплин с модулями), необходимых для подготовки магистров соседних направлений по УГС (08, 16, 22, 23), например: «Системный анализ», «Численные методы и моделирование инженерных задача», «Современные технологии производтства», «Управление проектами» 4.Распределение данных дисциплин между определенным количеством обеспечивающих кафедр 5.Перенос дисциплин в расписании на вечернее время 6.Совместная разработка ведущими методистами программ магистратуры
44 Реализация аспирантуры 1.Шаблон ОП послевузовского образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями; 2.Систематизация научных специальностей, создание учебно-методических комиссий по специальностям (лучше группам специальностей, например 01, 05). 3.Разработка учебного плана (один на специальность) 4.Разработка программ дисциплин (главным образом на обязательные дисциплины) и НИР; 5.Разработка (формирование) индивидуальных планов аспирантов
55 Реализация программ доп. обучения 1.Шаблон ОП послевузовского образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями (пока не существуют в нашей предметной области); 2.Систематизация направлений подготовки, создание учебно-методических комиссий по направлениям. 3.Разработка учебного плана (один на специальность) 4.Разработка программ курсов;
66 Подготовка учебных планов 2011/2012
77 Подготовка учебных планов 2012/ Факультетские планы приема на госбюджет набора 2012/13 г.г. 2.Коррекция учебных планов набора 2011/2012 года в целях унификации часов и потоков по общим дисциплинам на основе презентаций учебных дисциплин, представленных обеспечивающими кафедрами до Копирование учебных планов 2011/12 г.г. – коррекция на 2012/13 гг – январь- февраль 2012г. 4.Разработка и утверждение семестровых планов на 1 и 2 курс – март-апрель 2012г.; 5.Особое внимание ДВС!!!
88 Принципы создания учебных планов 1.Версионность – т.е. автоматическое создание версий графиков, учебных и семестровых планов на каждый год обучения с последующей ручной коррекцией плана на следующий год обучения; 2.Ориентированность учебного плана на результаты обучения (т.е. на содержание и связность программ дисциплин, практик) при соблюдении требований стандарта и приказов по МАИ; 3.Сбалансированность АЗ и СРС, желательное уменьшение АЗ; 4.Обязательное согласование учебных планов в учебно-методических комиссиях по циклам (на уровне информационной системы) 5.Последующая индивидуализация семестровых планов для каждого обучающегося – ведение индивидуального учебного плана с регистрацией дисциплин по выбору, переводных долгов и т.п.;
99 Ориентированность на содержание БД компетенций ОС НИУ ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС НИУ МАИ: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС НИУ Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы
10 Проектирование рабочих программ 1.Разработать слой компетенций и соответствующих результатов обучения ОС НИУ МАИ для дисциплины. Cвязать компетенции ОС НИУ МАИ с компетенциями ФГОС ВПО. 2.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 3.Разработать для спроектированных компетенций комплект унифицированных дидактических единиц, технологий обучения, определить виды занятий и контроля. 4.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 5.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС НИУ МАИ. 6.Оформить шаблон рабочей программы дисциплины, практики в ИАСУ МАИ. 7.Оформить рабочую программу дисциплины для каждой ООП в ИАСУ МАИ.
11 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность
12 Компетенции ОС НИУ МАИ Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применениеприменяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА
13 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 1 1. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК); Знает: математическую терминологию; правила оформления математических формул, таблиц; Умеет: логически и алгоритмически мыслить, аргументировано и строго строить устную и письменную речь; Владеет: навыками выражения своих мыслей. 2. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); Знает: основные способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений в области математики; Умеет: самостоятельно добывать профессиональные знания с использованием методов математики для развития способности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; Владеет: методами научного познания;
14 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 2 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное компьютерное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК); Знает: методы линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии: виды и свойства матриц, свойства и методы вычисления определителей, методы нахождения обратной матрицы, методы решения систем линейных алгебраических уравнений; понятие квадратичной формы; векторную алгебру; виды и уравнения прямых, плоскостей и поверхностей; понятия линейные пространства и линейные преобразования. Умеет: выполнять действия над матрицами, вычислять определители, находить обратную матрицу, решать системы линейных уравнений, находить собственные векторы находить произведения векторов, приводить квадратичные формы к каноническому виду, составлять уравнения прямых на плоскости, прямых и плоскостей в пространстве, классифицировать уравнения кривых и поверхностей второго порядка. Владеет: аналитическими и количественными методами решения типовых математических задач; навыками решения задач линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии;
15 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 3 4. Способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК). Знает: различные методы приложения методов линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа; Умеет: использовать математический язык, алгебраические и геометрические методы при построении организационно-управленческих моделей; Владеет: навыками применения современного математического инструментария для решения профессионально-ориентированных прикладных задач.
16 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 4 модуля образовательной программы раздела Наименование раздела дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы Лекции Практиче ские занятия Лаборато рные работы СРС Всего часов 1Линейная алгебра Векторная алгебра42- 3 Квадратичные формы. Собственные векторы Аналитическая геометрия Линейные пространства, отображения и преобразования 40 ИТОГО:3416-
17 Подготовка рабочих программ дисциплин 2011/2012
18 Разработка УМК в рамках НИУ 2010 (состояние) ДисциплиныКаф.РПД МР по КП/КР, РГР, рефератов, ЛР, ПЗ Перечень литературы с пометками НТБ Конспект лекций (если нет литературы) Варианты заданий на КР/КП, контр. работы, РГР, рефераты, ДЗ Экз. билетыИАСУ Физическая культура История Философия шаблон Культурология Экономика Безопасность жизнедеятельности503 (есть И-04)+---+ (реферат)++ Иностранный языкИ-07,И-06,И шаблон Линейная алгебра и аналитическая геометрия (ДЗ)++ Математический анализ803, в разработке Теоретическая механика (ДЗ)-в разработке Теория вероятностей и мат. статистика шаблон в разработке Дифференциальные уравнения шаблон в разработке Физика Концепция современного естествознания Химия Начертательная геометрия тестирование (билеты)-+ Инженерная и компьютерная графика шаблон Управление качеством Введение в авиационную и ракетно- космическую технику103, шаблон Метрология и стандартизация Компьютерный дизайн Материаловедение Технология конструкционных материалов шаблон
19 Разработка УМК в рамках НИУ 2011 (работы) 1.Сопротивление материалов 2.Детали машин 3.Теория машин и механизмов 4.Аэродинамика 5.Термодинамика 6.Электротехника 7.Основы микроэлектроники 8.Теория (основы) автоматического управления 9.Уравнения математической физики 10.Профессиональный иностранный язык 11.Русский язык и культура речи 12.Теоретические основы электротехники и электроизмерений 13.Основы конструирования приборов 14.УИРС 15.Психология 16.Социология 17.Правоведение 18.Экология 19.Численные методы 20.Исследование операций 21.Основы радиотехники 22.Основы теории связи Финансирование: 1 млн. руб 50 УМК
20 Разработка ЭОР в рамках НИУ 2011 (работы) Разработка электронных образовательных для дидактических модулей: 1.Алгебраические и векторные вычисления, работа с матрицами и кватернионами 2.Дифференциальное и интегральное исчисление; 3.Дифференциальные уравнения; 4.Численные методы: классический численный анализ 5.Методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; 6.Физика: статика, кинематика, динамика, электромагнетизм, тепло, работа, … 7.Системы координат; 8.Линейная и нелинейная ТАР
21 Учебная часть ИАСУ МАИ: физические лица и списки студентов
22 Учебная часть ИАСУ МАИ: приказы
23 Учебная часть ИАСУ МАИ: индивидуальный учебный план
24 Учебная часть ИАСУ МАИ: ведомости
25 Учебная часть ИАСУ МАИ: учебная книжка