1 Андреев Александр Александрович заведующий кафедрой электронной педагогики МФПУ «Синергия», д.пед.н, к.т.н, профессор Контактно-информационные атрибуты почта: сайт: a-edu.narod.ru блог:
Педагогика нового поколения: от практики к теории (Электронная педагогика) 2
План 1. Актуальность, объект и предмет электронной педагогики (ЭП) 2. Категории, принципы и концепции ЭП 3. Проблемы ЭП 3
1. Актуальность, объект и предмет электронной педагогики 4
Конференции, семинары, школы 1 V Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-Learning (MEO-2011) Международная летняя школа e-Learning 2011 Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2011) II Международная научно-практическая педагогическая конференция «Компетенции учителя как фактор интеграции ИКТ и современных педагогических технологий», III Всероссийская научно-практической конференция "Электронная Казань 2011" (ИКТ в образовании: методические и педагогические аспекты их использования ), 5
Конференции, семинары, школы 2 «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» (ЭРНО-2011), ХII Международного интерактивного форума образовательных технологий «Дополняя реальность», VI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества», V Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (ЭТНО- 2011), XI Ежегодная международная конференция- выставка ("ИТО-2011"), 6
Электронная педагогика Научное направление которое занимается описанием, объяснением и прогнозированием образовательных процессов в ИКТ- насыщенных средах Объект электронной педагогики образование. 7
8 Предметом электронной педагогики является процесс в педагогической ИКТ-насыщенной системе
9
2. Категории, принципы и концепции в ЭП 10
Категории Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, персональная учебная среда, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия, ЭУМК, мобильное обучение, ИОС 11
12 Национальный стандарт ГОСТ Р «ИКТ в образовании. Термины и определения» Электронное обучение (e- Learning)-это обучение с помощью ИКТ Мобильное обучение (mobile learning) –это электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося
Информационно- образовательная среда (ИОС) 13 Состоит из элементов - цель, содержание, обучающие, обучаемые, а также методы, средства и формы обучения. Функционирование указанных элементов в реальных условиях поддерживается подсистемами: учебно- материальной, финансово- экономической, нормативно-правововой и маркетинговой.
Персональные учебные среды Персональную учебную среду определяют как систему инструментов и услуг Интернета, которые отбираются сообразно образовательным целям. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний. 14
Принципы Сохраняются некоторые принципы классической педагогики: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., Добавились новые: Интерактивность, стартовые условия, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. 15
Теория обучения как концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой педагогической системы Научный статус и социальный престиж э- педагогики во многом зависит от уровня разработанной в ней теории как высшей формы организации научного знания, рассчитанного на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий. Известные педагогические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации 16
Теории и концепции классической педагогики ( Бордовская Н.В., Реан А.А.) 1. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов). 2. Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский). 3. Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). 4. Концепция функционального материализма (В. Оконь). 17
Теории и концепции классической педагогики 5. Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль). 6. Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц). 7.Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский). 8.Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). 9. Управленческая модель обучения (В. А. Якунин) 18
Теории и концепции э- педагогики 1. Коннективизм 2. Концепция открытых ресурсов (Open Source) 3. К онцепция непрерывного образования(Life Long Learning) 4. Адаптированные к образованию а)теория управления знаниями б)теория самообучающихся организаций в) логистика 19
1.Коннективизм Обучение можно рассматривать как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности (люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации). Дж. Сименс 20
21 2. Концепция открытых ресурсов Open Source Под этим понимается как открытый доступ к использованию и разработке: образовательных ресурсов, программного обеспечения различного назначения. Moodle, google
Массачусетский технологический институт – (
24 Интернет-университет ИТ (
25 Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса
26 3. Концепции непрерывного образования Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования «Нам нужны специалисты не с 4-х, не с 6-летним, а с сорокалетним образованием» Дженерал Моторс
Новые виды занятий 1. Вебинары-дистанционные распределенные интерактивные аудио-видеозанятия. 2.Массовый открытый дистанционный курс (МОДК) ввел Джордж Сименс в 2008 году. МОДК основывается на активном участии студентов, которые сами организуют свое учение в соответствии со своими целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами 27
Проблемы электронной педагогики 1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе понятийного аппарата. 2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы. 3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета). 4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной образовательной среде. 28
Проблемы электронной педагогики 5. Подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении. 6. Валеология электронного обучения и интернет-безопасность. 7.Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета. 8. Обеспечение качества и его оценка. 29
Проблемы электронной педагогики 9. Нормативно-правовое обеспечение. 10.Исследование организационных форм учебных занятий и поиска оптимального их сочетания в учебном процессе. 11.Обращение к психолого- физиологическому потенциалу человека, использование резервов человеческого мозга и психики 30
Выводы Процесс информатизации образования приводят к необходимости разработки электронной педагогики, адекватной информационному обществу Ей присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, виды учебных занятий и др. атрибуты. Решение сформулированных в работе проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень. 31
32 Благодарю за внимание